Как на линии фронта
Сергей Олегович! На биеннале архитектуры в Венеции, которая пройдет с 28 мая по 27 ноября, экспозиция павильона России будет посвящена ВДНХ. Чем обусловлен такой выбор?
Сергей Кузнецов: Венецианскую биеннале характеризует как раз то, что на ней демонстрируются проекты, которые отвечают на существующие сегодня в мире вызовы. Не случайно тема ее сформулирована как "Репортаж с линии фронта". Куратор выставки чилийский архитектор Алехандро Аравена трактует эту тему как новую реальность, которая приходит в архитектуру и культуру. Но ведь именно это и происходит сейчас с нашей ВДНХ. Созданная в 1939 году, она была не просто Выставкой достижений народного хозяйства СССР, а социальным проектом, моделью идеального мира, объединяющего людей разных народностей. Потеряв после распада Советского Союза идеологическую составляющую, она начала терять и архитектуру. И вот с 2014 года по инициативе правительства Москвы началась реновация территории, наступил ее ренессанс. Причем это не музейный проект, когда просто реставрируются памятники: здесь происходит наполнение новой жизнью - интеллектуальной, культурной, образовательной. И мы об этом расскажем.
Студентка Российского государственного аграрного университета Надежда Федосова написала в "РГ": "Мне очень понравился ваш проект к 15-й Венецианской биеннале, и я искренне желаю, чтобы он реализовался на 100%". Но девушку волнует плачевное состояние, в котором находятся знаменитые фонтаны ВДНХ и особенно "Золотой колос". Не потеряем ли мы уникальный шедевр?
Сергей Кузнецов: По поручению мэра Москвы Сергея Собянина ведется очень большая работа по реновации ВДНХ. Думаю, что и "Золотой колос" в процессе ее не обойдут вниманием.
Вы были у нас на "Деловом завтраке" два года тому назад. Что интересного построено за это время с архитектурной точки зрения?
Сергей Кузнецов: Архитектура, к сожалению, так быстро не создается. Два года для нее срок небольшой. И все-таки город явно посвежел. Изменилась, к примеру, Триумфальная площадь: из пустого бетонного пространства превратилась в обжитое место, где молодежь с удовольствием качается на качелях, поэты у подножия памятника снова читают стихи. Безусловно, архитектурным событием для Москвы стал бизнес-центр на Шарикоподшипниковской улице, построенный по проекту бюро знаменитой Захи Хадид. Но еще более урожайными на выдающиеся стройки будут ближайшие два года - 2017-2018 гг. В частности, к концу 2017-го будет готов парк "Зарядье", построенный на месте снесенной гостиницы "Россия". Завершится реконструкция спорткомплекса "Лужники", достраивается стадион "Динамо", "Ледовый дворец" на территории ЗИЛа. Мы увидим результаты крупнейших архитектурных конкурсов - Центр современного искусства на Ходынке, новое здание Третьяковки на Кадашевской набережной, первые результаты по строительству Музейного городка Пушкинского музея и обновленный Политехнический. Москва очень много сейчас строит, причем не только такие знаковые вещи, но и инфраструктурные объекты - школы и детсады, которые больше не выглядят безликими новостройками. По поручению мэра мы активно работаем над повышением качества проектирования социально важных зданий.
Вновь, как из небытия, в письмах москвичей возникла тема точечной застройки. А ведь казалось, она давно в прошлом...
Сергей Кузнецов: Новые дома в виде точечной застройки не проектируются и не строятся. Если где-то и идет такое строительство, то лишь по проектам, доставшимся от прежнего правительства Москвы, где стройка была уже начата, у застройщиков открыты кредитные линии и так далее. Город - очень сложный механизм, по одному щелчку все не отменишь. Смысл нынешней политики Москвы - только комплексное освоение территории.
Тогда зачем планируется возле гостиницы "Советской" на Ленинградском проспекте, 34, построить еще одну - в виде высотки сталинских времен?
Сергей Кузнецов: Это тоже из числа ранее принятых решений. Высотку планировалось построить еще в 70-е годы прошлого века. Но потом в проекте она превратилась в гигантский "чемодан". На заседаниях трех архитектурных советов мы искали пути, как уйти от этого. В итоге сознательно ушли в высоту, чтобы уменьшить пятно застройки и снизить негативное воздействие на окружающую среду. Уверен, сейчас выбрано оптимальное решение, которое не испортит образа Ленинградского проспекта.
Не сталинки, арт-деко
Было много дискуссий о том, что башенки, украшавшие новостройки в 90-е годы, изуродовали облик Москвы. Ну, а сейчас в городе появились какие-то новые архитектурные тенденции? Что, по-вашему, задает тон городской архитектуре в наши дни?
Сергей Кузнецов: В отличие от Санкт-Петербурга или, скажем, Парижа, Венеции, Москва - город, в котором много разной архитектуры. И несколько домов с башенками, появившиеся в ту пору, всего лишь несколько домов. Строить здесь в каком-то одном заданном стиле просто физически невозможно из-за большого числа интересантов - владельцев земли и недвижимости. Это во-первых. Во-вторых, весь мировой опыт показывает, что по-настоящему интересные города складываются из архитектуры, за которой стоят самые разные люди - архитекторы, бизнесмены, государственные деятели. Это они возводят здания, по которым потом узнается город. В их основе никогда не было и не может быть никакой идеологии. Вот мы называем высотки 1930-х годов "сталинками", но не Сталин же их придумал! Эти дома относятся к стилю арт-деко, модному в 20-30-е годы прошлого столетия. Когда настала пора дальше развивать Москву, большая группа архитекторов отправилась по миру посмотреть, где и как идет высотное строительство. Ярко выраженный силуэт, большие скульптурные группы и шпили на многих произвели впечатление. Привезли их фотографии. Новая современная архитектура понравилась и Сталину. Так она начала прорастать на московской земле.
Вот и я сторонник архитектуры современной, адекватной нашему времени, высокотехнологичной, с использованием интересных новых материалов. Но при этом она должна вписываться в город с уважением к наследию, тому, что создано до нас. Примером такого подхода может быть парк "Зарядье". Он весь строится на том, чтобы лучше раскрыть виды Кремля.
"Деловой завтрак" с Сергеем КузнецовымКонцепцию "Зарядья" разработал зарубежный консорциум, выигравший международный конкурс. Конкретный же проект - плод уже нашего "Мосинжпроекта". Сильно он отличается от концепции?
Сергей Кузнецов: Концепция - всегда лишь эскиз. Но в данном случае проект максимально сохранил преемственность с тем, что было представлено на конкурсе. Сейчас он просто углубляется, в нем появляется много новых деталей, которые его только улучшают. Скажем, появилась пешеходная набережная в силу нового взгляда на роль Москвы-реки в жизни города. Добавилась филармония.
С моста видно все
Очень привлекательной в "Зарядье" кажется идея Парящего моста, который на 70 метров нависает над Москвой-рекой...
Сергей Кузнецов: Его появление даст еще одну возможность увидеть Москву во всей ее красоте. Вспомните, откуда у нас открываются на город лучшие виды? С Большого Каменного моста, Замоскворецкого моста... Создается еще одна такая точка.
- Недавно в СМИ прошла информация, что в Москве может появиться и разводной мост - как в Питере...
Сергей Кузнецов: Была идея - сделать разводной мост через старое русло Москвы-реки. Но, как показал анализ, она не очень рациональна для Москвы. Во-первых, разводной мост имеет перерывы в движении, что при нашем трафике может лишь добавить пробок. Во-вторых, в Санкт-Петербурге такие мосты нужны для того, чтобы пропускать большие суда. В Москве же нет такого активного судоходства. Единственный плюс разводного моста состоит для Москвы в том, что ему не нужно большого пространства под съезды, выезды, развязки. В общем, окончательная точка в обсуждении темы еще не поставлена.
Но строить мостов больше Москва все-таки планирует?
Сергей Кузнецов: Да, в концепцию освоения территорий, прилегающих к Москве-реке, заложено сооружение 18 новых мостов.
- А новые набережные, по которым приятно прогуляться, москвичи и гости столицы скоро увидят?
Сергей Кузнецов: Первой вместе с парком откроется пешеходная набережная в "Зарядье". Строятся набережные на ЗИЛе. Благоустраиваются в рамках программы "Моя улица" Кремлевская и Краснопресненская набережные напротив Москвы-Сити. Цель всех этих работ - создать на берегах Москвы-реки пространство, комфортное для человека, просторное, с хорошим покрытием. А Лужнецкая набережная, возле реконструируемого сейчас спорткомплекса "Лужники", станет еще и по-настоящему спортивной. Там комфортно и, главное, абсолютно бесплатно, можно будет заниматься бегом, катанием на велосипедах и роликах. Зимой - кататься на коньках. Все это москвичи смогут оценить не позднее 2018 года, когда город будет принимать чемпионат мира по футболу.
Новые дома - новые стандарты
С 2016 года Москва официально отказалась от строительства панельных домов устаревших серий. Как пережили это домостроительные комбинаты?
Сергей Кузнецов: Модернизация стройиндустрии, конечно же, потребовала больших усилий и от города, и от строительного бизнеса. В каждом из ДСК - огромное количество технологий, работающих людей, связанных производственными и логистическими цепочками поставщиков. Работа по их корректировке - процесс очень болезненный. Началась она за два года до принятия постановления правительства Москвы и продолжается до сих пор. Тем не менее ни один из комбинатов не закрылся, все продолжают работать. Может быть, потому, что строят не только в Москве, но и в Подмосковье и других регионах страны. Но Москва как заказчик сказала: нам устаревшие дома не нужны - и не дает разрешения на их строительство на своей территории. Причем касается это не отдельных серий. Мы пошли по другому пути - разработали 17 требований к тому, каким должен быть жилой дом в столице. И если проект не отвечает хотя бы одному из этих стандартов, он не будет реализован.
Напомните, что это за стандарты?
Сергей Кузнецов: У каждого дома должен быть двор, секции разной этажности, в том числе угловые, чтобы не вырастали одноликие коробки. Первые этажи с окнами-витринами предназначены под общественные пространства, входные группы расположены на нулевой отметке. Кондиционеры не должны уродовать фасадов, отделка зданий - самая различная, ярких цветов, ну и так далее. Конечно, есть еще дома, которые пока достраиваются по старым стандартам, но уже к будущему году их не останется.
Где новостройки, возведенные по новым стандартам, можно увидеть сейчас? В Коровинской промзоне?
Сергей Кузнецов: Нет, Коровинская промзона - это лишь эксперимент, который показал, что можно сделать с прежними сериями, если улучшить технологию, привлечь лучших архитекторов. В итоге да, удалось сделать этот микрорайон поярче. Но в конечном счете стало окончательно ясно, что принципиально он остался из прежних 17-этажных коробок. Так было получено лишь еще одно подтверждение, что без глубокой модернизации не обойтись, без нее невозможно новое качество. Увидеть это новое качество можно в новостройках на Варшавке, поселениях Сосенское, Филимонковское и других в Новой Москве.
Новые жилые комплексы в Москве сейчас строятся рядом с офисными, деловыми и торговыми центрами. Это тоже входит в новые стандарты столицы?
Сергей Кузнецов: Это не стандарт, это новая политика Москвы, по которой застройка должна быть смешанной, чтобы не появлялось больше отдельно спальных районов и новых промзон. Постановлению, по которому эта политика реализуется, и года нет, а построено в соответствии с ним уже более полумиллиона квадратов недвижимости. Причем большая часть - на средства инвесторов. Это лучше всего свидетельствует о том, что власти, принимая такое решение, попали в точку.
Дороги, дороги...
Еще одно новшество в Москве - типовые решения благоустройства вылетных магистралей. Это что же, все въезды в столицу и выезды из нее будут похожи как братья-близнецы?
Сергей Кузнецов: Такого не произойдет хотя бы потому, что все магистрали в Москве застроены, а их облик определяет прежде всего архитектура. Стандарты же предусмотрены именно для благоустройства. В них четко прописано, на каком расстоянии от домов должна находиться пешеходная зона. Что такое технический тротуар для снегоуборочной машины? Где может располагаться остановка общественного транспорта, как она должна выглядеть? Ну и так далее...
Какая польза от этого для москвичей? Дороги, например, будут чище? Ведь сколько их ни моют коммунальщики, земля с газона сползет в первый же дождь...
Сергей Кузнецов: Значит, газон разбит с нарушениями правил. На то и разработаны требования, чтобы исключить подобные вещи. Новые стандарты вступили в действие еще в прошлом сезоне.
Вот еще один вопрос читательницы Ольги на тему благоустройства: "Как вы относитесь к гранитным изваяниям в центре Москвы, которыми заменили деревья в грунте?
Сергей Кузнецов: По программе "Моя улица" в течение этой весны на Тверской снова высадят настоящие деревья и кадки исчезнут.
Сергей Олегович! Еще одно письмо - от москвички Марии Байновой: "Может быть, стоит отказаться от строительства Северного дублера Кутузовского проспекта, который предполагается проложить через московские районы? Это даже не транспортная развязка, а масштабный проект, который нарушит сложившуюся застройку. Не повторится ли судьба Нового Арбата, не случайно получившего у москвичей название вставной челюсти"?
Сергей Кузнецов: Слишком наивный подход: взять и снять проект. Город - живой организм. Для того чтобы в нем можно было нормально жить и работать, Москве, в первую очередь, нужны новые дороги. Судя по тому, что у дорожного строительства гораздо больше сторонников, чем противников, большинство москвичей это понимают. Если же у Марии есть конкретные замечания к проекту того же Северного дублера, я советую написать о них на портал "Наш город". Уверяю, специалисты рассмотрят проблему. Обратная связь с москвичами очень важна сегодня для правительства Москвы.
Последние годы столицу отличало обилие конкурсов, в которых участвовали и молодые московские архитекторы, и иностранные "звезды". Но сейчас о нихчто-то не слышно...
Сергей Кузнецов: Почему? Буквально на днях подведены итоги конкурса на лучшую концепцию Технопарка Сбербанка в Сколково. Его победителем стало британское бюро Захи Хадид. Легендарный архитектор, первая женщина-лауреат Притцкеровской премии, лично принимала участие в разработке этого проекта. Правда, никто не знал, что он будет для нее последним - 31 марта 2016 года Хадид в возрасте 65 лет скончалась. Памятью о ней для москвичей станет удивительный архитектурный ансамбль. Предполагается, что там разместятся все 10-12 тысяч ИТ-специалистов Сбербанка. Его глава Герман Греф обещает начать стройку через полтора года и построить ансамбль в течение двух лет. Что касается в целом уменьшения конкурсов, то их взрывной эффект, характерный для начала работы нового правительства Москвы, во многом объяснялся тем, что в городе было много площадок, судьба которых требовала решений. Мы были вынуждены принимать их буквально пачками. Сейчас большинство этих вопросов решено, и необходимость частить с конкурсами отпала.
Архитекторы из Санкт-Петербурга сожалеют, что в их городе промзоны застраиваются вообще без конкурсов. Москва сейчас тоже осваивает территории бывших фабрик и заводов. Это делается на конкурсных началах?
Сергей Кузнецов: Где-то да, а где-то нет... Например, очень успешный проект в Москве - застройка территории ЗИЛа. Его инвесторы провели не один конкурс. Но это их личная инициатива. Никакое законодательство России к этому не обязывает. Я считаю это серьезной проблемой для страны, так как конкурсы, на мой взгляд, могут быть серьезным элементом как для развития архитектуры в целом. Поэтому есть смысл вывести конкурсную практику как один из инструментов строительства с регионального на федеральный уровень. Мой коллега, главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев, явно пытается что-то сделать в этом плане. Он специально приезжал в Москву обсудить возникающие у него вопросы. Интерес проявляют и другие регионы. Следовательно, настает пора выработать общие правила проведения конкурсов.