В очередном рейтинге наиболее доступных автомобилей на российском рынке произошло всего два изменения. Отечественный седан Lada Granta совершил "рокировку" с узбекским хэтчбеком Ravon R2, а Renault прекратил продажи хэтчбека Sandero 2015 года выпуска, в связи с чем модель выбыла из списка.
Таким образом топ-10 сегодня выглядит так:
1. Ravon / Daewoo Matiz - от 314 000 рублей;
2-3. Lifan Smily и Lifan Celliya - от 364 900;
4. Lada Granta - от 383 900;
5-6. Lada Priora и Ravon R2 - от 389 000;
7. Geely GC6 - от 389 000 (за автомобиль 2014 г.в.);
8. Chery Bonus - от 389 999;
9. FAW V5 - от 398 650 (за автомобиль 2013 г.в.);
10. Renault Logan - 399 000 (за автомобиль 2015 г.в.).
Отметим, что нижний ценовой сегмент остается относительно стабильным уже второй месяц. Существенно изменить ситуацию могла бы маркетинговая активность компаний, занимающихся продажами лоукостеров. Однако в последнее время по разным причинам заметно проявляет себя лишь представительство Renault, занявшееся распродажей запасов моделей Logan и Sandero.
Примечательно, что обновленный седан 2015 года выпуска с 82-сильным двигателем 1.6 и 5-МКПП сейчас стоит от 399 000 рублей, в то время как старый, уже снятый с производства, с менее мощным мотором 1.4 с отдачей в 75 л.с. и той же "механикой" - от 409 000 рублей.
Впрочем, хэтчбек 2015 г.в. с рынка уже ушел и соответственно из топ-10 выбыл (компания убрала прайс-лист на него с официального сайта). По всей видимости, такая же судьба ждет и Logan. Машина, судя по статистике регистраций в органах ГИБДД, предоставленной "Автостат Инфо", раскупается бойко. В мае с рынка ушло 2 406 седанов Renault - это девятый результат на рынке, который лишь на 8% ниже прошлогоднего.
Что касается других компаний, то после ухода с рынка старого поколения Lifan Smily и появления на нем Ravon R2 никаких изменений и не происходит. Узбекская компания, осуществив оказавшийся крайне непростым проект с продажей R2, отсрочила поставки в Россию седанов Nexia R3 и обновленных ситикаров Matiz. Первые - перелицованные Chevrolet Aveo предыдущего поколения - согласно ранее обнародованным данным, должны стоить от 379 000 рублей. Уже в базовой версии машина получит системы торможения ABS и курсовой устойчивости ESC, датчик давления в шинах и кнопку "Эра-Глонасс", гидроусилитель руля и передние "противотуманки". Кстати, в Ташкенте в конце мая состоялась презентация этой модели под названием Chevrolet Nexia, и, если пересчитать по курсу валют, она оказалась дороже миллиона рублей. И это - без "экспортной" системы оповещения.
Насколько известно "РГ", старт предзаказа на Nexia R3 в России не за горами, а вот об обновлении Matiz (он должен получить подушки безопасности и ABS) новостей давно нет. Как нет их и о рестайлинговом седане Geely GC6, который, как писала "РГ", проходил сертификацию еще в ноябре 2015 года. Вполне возможно, нерасторопность маркетологов объясняется не только ситуацией на рынке, который никак не нащупает "дно", но и необходимостью оснащать дешевые машины довольно дорогой системой "Эра-Глонасс".
Наконец, АвтоВАЗ и Datsun, чей седан on-DO располагается у границ топ-10 с минимальной ценой 406 000 рублей, перестали давать прямые скидки на свои бюджетные модели, ограничиваясь участием в акциях. А потому их движение по рейтингу зависит лишь от конкурентов. Наглядный пример - укрепление позиций Lada Granta за счет июньского подорожания Ravon R2 на 20 тысяч рублей.
Александр Климнов,
эксперт "Автостат Инфо":
- В настоящее время подорожание на рынке идет прежде всего в тех сегментах, где спрос наименее гибок, то есть в данном случае в топ-сегментах F+S (по информации "Автостат Инфо", средняя цена возросла с января на 580,8 тысячи рублей), бизнес-сегменте (на 89 000) и SUV (на 69 100). На этом фоне наиболее гибкий спрос, то есть в большей степени привязанный к уровню цен, курсу рубля и реальным доходам, наблюдается в сегментах B (+ 14 900 рублей), B+ (+ 9 200) и минивэнов (- 32 500). Последний относится сюда, потому что львиную долю в нем (87% по финансовому объему) занимает отечественная Lada Largus.
Обновление товарных линеек лоукостеров практически завершено, отсюда и значительное присутствие в ценовом рейтинге моделей, чей жизненный цикл на рынке либо уже завершен, либо близок к таковому. Этим можно объяснить и такой "парадокс": модель предыдущего поколения формально дороже, чем нового. Просто в стоках остались машины в более дорогих комплектациях по оснащению, чем модели нового поколения, да еще по последним в базовых версиях действуют новые скидки, а сама по себе силовая установка определяющее значение для цены имеет не всегда. Кстати, дисконт на лоукостеры - вещь своеобразная: дилеры могут давать его на старые модели индивидуально, согласуясь с загрузкой собственного стока, а на новые модели может действовать общая корпоративная скидка.
Рассмотрим лидеров по продажам в своих сегментах в мае (из представленных в топ-10 лоукостеров). В сегменте B+, например, на долю Lada Granta приходится 67,9% от объема продаж в рублях и 74,5% в физических единицах. На Renault Logan (без разделения на поколения) - соответственно 31,7% и 25,1%, то есть Granta продается преимущественно в менее дорогих комплектациях, чем Logan. На долю Datsun в сегменте B пришлось 574,5 млн рублей (3,7% от сегмента) против 620,1 млн (4%) у Lada - значит и здесь ценовая конкуренция между родственными брендами максимальная. В тоже время продажи Lifan в сегменте B принесли лишь 23,8 млн рублей, Chery - 350 тысяч (!), Geely и Ravon/Daewoo в Топ-40 не попали, так как их продажи в мае исчисляются единицами.
Если взять объемы реализации помодельно, то, например, в мае продано 49 Lifan Smily, а с начала года 175, Daewoo / Ravon Matiz - соответственно, 28 и 202, Lifan Celliya - 15 и 78, Chery Bonus - 14 и 62, FAW V5 - 10 и 20, а моделей Geely GC6 и Ravon R2 вообще в статистике нет. Таким образом, рейтинг по ценам достаточно формален, а реально положение в российском подсегменте лоукостеров внутри бюджетных сегментов В+ и B определяют фактически три бренда: Lada, Renault и Datsun, а прочие присутствуют лишь номинально.
Наибольшие изменения в ближайшей перспективе будут зависеть, на мой взгляд, от экспортной активности Ravon. Внутренние цены на автомобили в Узбекистане и на российском рынке соотносятся, скорее в обратной пропорции - чем дороже на внутреннем узбекском рынке (где фактически действует госмонополия), тем дешевле на внешнем. Если Ravon сможет удержать свои модели в списке лоукостеров, это будет для него наилучшей рекламой и, соответственно, драйвером продаж. Напротив, Lada все больше уходит в более дорогие сегменты С (Vesta), SUV (Xray) и минивэнов (Largus) при сокращении продаж и выпуска более дешевых моделей. Это ведет к общему смещению бренда в категорию производителя моделей хотя и бюджетных для своих сегментов, но более дорогих, чем лоукостеры.
Кстати
"РГ" составляет рейтинги самых доступных автомобилей России с октября 2015 года.
Подписывайтесь на автомобильные новости "РГ" в Telegram: telegram.me/rgruavto