В ожидании врача
Андрей Юрьевич, 2016 год наступил. Построили?
Андрей Воробьев: Построили и в сентябре сдадим. В перинатальных центрах в Коломне, Щелкове и Наро-Фоминске, роддомах в Раменском и Сергиевом Посаде ведутся отделочные работы и монтируется оборудование. На протяжении многих лет по 10 тысяч подмосковных рожениц ежегодно искали роддома лучшего качества в других городах. Не хочу хвастаться, но теперь из других городов будут приезжать рожать в Подмосковье.
А что такого уникального в этих центрах, чтобы приезжали из других городов?
Андрей Воробьев: Это современные комплексы со сверхсложным хирургическим оборудованием, где будут оказывать помощь при преждевременных родах и различных патологиях, выхаживать малышей с весом от 500 граммов. При осложненной беременности только перинатальный центр гарантирует, что роды пройдут успешно, и мама с ребенком будут здоровы.
Врачи в новые центры уже набраны?
Андрей Воробьев: Руководителей подобрали еще в начале строительства. Сейчас они формируют команду. В наших центрах будут работать лучшие специалисты.
Переманили из Москвы?
Андрей Воробьев: В том числе и из Москвы. В этом году мы намерены привлечь на работу в областные больницы и поликлиники 2 тысячи врачей. Для сравнения: в 2015-м смогли привлечь 1,5 тысячи, в 2014-м - 500, в 2013-м - ноль, а еще раньше был сплошной минус, когда медработники из области только уходили. На самом деле мы приглашаем к себе хороших врачей со всей страны. Считаю, что Подмосковье может позволить создавать для востребованных специалистов такие условия, каких нет в других регионах.
Например?
Андрей Воробьев: Предоставляем им жилье. Строим офисы врачей общей практики и фельдшерско-акушерские пункты, совмещенные с квартирами для медперсонала, сейчас в области работает 250 офисов и более 500 ФАПов. В прошлом году построили 40 новых фельдшерско-акушерских пунктов, в этом приступим к строительству еще 45. Запустили трехлетнюю программу социальной ипотеки, которая дает возможность приобрести жилье, погашая только проценты по кредиту, - сам кредит, как и первый взнос, за человека оплатит область. По этой программе к концу 2018 года квартиры в Подмосковье приобретут 861 врач, 300 ученых и 150 учителей. С 1 сентября повышаем зарплату работникам социальной сферы. Врачи в среднем станут получать 79 тысяч рублей, средний и младший медперсонал - 40,5 и 36,7 тысячи соответственно, научные сотрудники - 67,8 тысячи, учителя и воспитатели - 48 и 47 тысяч, соцработники - 35,5 тысячи, работники культуры - 37 тысяч рублей.
У врачей получается не хуже, чем в Москве. А почему в программу социальной ипотеки включено так мало учителей?
Андрей Воробьев: Удивительно, но острой нехватки педагогов мы не наблюдаем. В сферу образования приходят специалисты, и, замечу, отличные: не зря же в этом году Подмосковье вошло в тройку регионов с лучшими результатами ЕГЭ.
Не потому ли нет дефицита кадров, что в области по-прежнему не хватает школ и детских садов?
Андрей Воробьев: Остроту этой проблемы мы сняли. За три года построили 317 детсадов, еще 43 введем в строй в этом году. Очереди в дошкольные учреждения остались только в Красногорске, Балашихе и Одинцове - это муниципалитеты, где на протяжении многих лет велась самая варварская застройка без социальной инфраструктуры. Поэтому детсады будем продолжать строить, но уже не аврально, как было в эти три года, а в плановом порядке. По школам вообще ситуация уникальная: начиная с 2013 года сдали 55 новых учебных заведений, а из 185 школ, которые строятся в стране, 25 возводятся в Подмосковье. Но реальность такова, что ежегодно у нас становится на 40 тысяч школьников больше, в основном за счет новоселов, приобретающих жилье. И около 60 тысяч детей до сих пор вынуждены учиться во вторую смену. Нам надо очень хорошо постараться, чтобы ее ликвидировать.
Задача про дачу
Областное министерство экологии и природопользования заявило о том, что с 1 сентября будет штрафовать владельцев нелицензированных скважин. Это вызвало серьезное беспокойство у жителей частного сектора и дачников, ни один из которых не имеет лицензии на добычу воды из колодцев. Людей действительно будут штрафовать?
Андрей Воробьев: Физических лиц никто штрафовать не будет. Правила обязательного лицензирования скважин к ним не относятся. Получать лицензию обязаны юридические лица, добывающие воду в предпринимательских, промышленных или сельскохозяйственных целях, а также садовые некоммерческие товарищества, если у них единый водозаборный узел. Я знаю, что на эту проблему уже обратил внимание премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который дал правительству поручение внести в федеральное законодательство поправки, позволяющие в упрощенном варианте узаконить действующие в СНТ скважины. Скоро в Подмосковье эту услугу можно будет получить в МФЦ или через портал госуслуг.
Еще один дачный вопрос пришел к нам из поселка Шарапова Охота Серпуховского района, где садоводы попеняли главе поселения на плохое состояние дорог. А он им ответил, что дороги делаются для местных жителей, а для дачников он ничего делать не будет, потому что они в поселке не зарегистрированы. "Мы для него люди второго сорта?", - с обидой спрашивают читатели.
Андрей Воробьев: В словах главы есть доля правды, но даже правду нужно говорить так, чтобы она не вызывала у людей отторжения. В Подмосковье 11 тысяч СНТ, 1,2 миллиона дачных участков и, по разным подсчетам, 4-5 миллионов дачников. Главы муниципалитетов, имеющих финансовые возможности, стараются создавать комфортные условия и для местных жителей, и для дачников. Там, где возможностей нет, локальные проблемы СНТ могут решаться только с помощью взносов, собираемых с членов товарищества. Конечно, было бы здорово, если бы мы объединились с Москвой и нашли общие дополнительные источники на развитие инфраструктуры дачных хозяйств. Может быть, к такому формату взаимодействия мы в конце концов и придем. Пока же выстраиваем с садоводами партнерский диалог. Создали союз дачников Подмосковья, объединяющий все СНТ. Приняли хартию, которая регламентирует правила содержания товариществ, - состояние дорог, вывоз мусора, освещение. И я действительно благодарен всем председателям СНТ, подписавшим хартию, то есть согласившимся соблюдать все изложенные в ней правила поведения и тем самым сохранять наше Подмосковье чистым и опрятным.
Но хартия - это всего лишь рекомендации. Не хотите сделать их областным законом?
Андрей Воробьев: Хартия действует первый год. Подведем итоги, посмотрим, может быть, какие-то ее положения действительно нуждаются в законодательном оформлении. Но в любом случае у нас нет цели обложить СНТ, большую часть которых составляют пенсионеры, штрафами за любой чих. Есть цель сделать дачников союзниками, чтобы они любили Подмосковье не только на своих огороженных сотках, но и активно участвовали в наведении порядка на всей территории СНТ.
В блоке дачных проблем есть еще клещи и борщевик. С ними какая борьба ведется?
Андрей Воробьев: Я сам из Сибири, половину жизни прожил рядом с лесом. И с детства запомнил правило: если ты проводишь много времени на природе, поставь прививку. Почему в дачный сезон по пятницам все дороги в область стоят? Потому что после рабочей недели каждому хочется выбраться из Москвы на природу, к клещам поближе. На самом деле, если клещ из наших лесов уйдет, нужно бить во все колокола - значит, начались серьезные проблемы с экологией! Кстати, территории парков, скверов, летних лагерей у нас проходят противоклещевую обработку. В этом году, например, обработали 3,3 тысячи гектаров - в полтора раза больше, чем в прошлом.
И с борщевиком муниципалитеты ведут борьбу. Даже в дотационном городском округе Шаховская на борщевик предусмотрели полмиллиона рублей. Но лучше всего эту проблему решают не главы с косой, а живое сельское хозяйство. Если сельхозземли возделываются, борщевик на них никогда не вырастет, и его семена не разнесет ветром по обочинам дорог. Три года назад в Подмосковье было 400 тысяч га необрабатываемых сельхозугодий. Сейчас осталось 100 тысяч. Еще через три года их у нас вообще не будет.
Города и планы
В редакцию пишут и, судя по размеру шрифта, в очень нервном состоянии, жители Воскресенска: "Наш город застрял в прошлом веке. Когда-то было много предприятий, куда ехали работать специалисты из всех уголков страны. Что сейчас не так с нашим городом, где почти не осталось работы? Существуют ли какие-то планы по развитию территорий, которые когда-то были крупными промышленными центрами Подмосковья?".
Андрей Воробьев: Воскресенск процветал благодаря двум мощным гигантам - цементному заводу и заводу минеральных удобрений. Сейчас первый принадлежит иностранной корпорации, которая испытывает проблемы, а у второго перманентные сложности с сырьем. Поэтому доходная база муниципалитета оставляет желать лучшего. И наша задача - привлечь, и не только в Воскресенск, инвестиции для создания новых рабочих мест.
Получается?
Андрей Воробьев: В Подмосковье 68 муниципалитетов. В каждом из них мы ищем зоны развития - промышленные площадки, к которым сами подводим газ, электричество, канализацию, дорогу. Чтобы инвесторы приходили на все готовое, а их вложения окупались более динамично. У нас существуют программы поддержки малого бизнеса - на это расходуется миллиард рублей ежегодно. Есть льготы по налогам, компенсации затрат на строительство основных фондов. И если раньше из 7 с лишним миллионов квадратов строящейся в области недвижимости на нежилые здания приходился лишь 1 миллион, то сейчас наблюдаем динамику: почти половина стройки - уже не жилье. Офисы, склады, производственные комплексы, торгово-развлекательные центры, словом, все то, что обеспечивает рабочие места. В прошлом году открыли и сопровождали 47 предприятий, в этом идем примерно теми же темпами. В год создаем 70 тысяч рабочих мест, считаю, это очень неплохой показатель. Из крупных реализуемых инвестпроектов могу назвать Загорский трубный завод в Сергиево-Посадском районе, где уже создано 500 рабочих мест, строящиеся комплексы молочного животноводства в Волоколамске и мясного - в Серебряно-Прудском и Зарайском районах. Из проектов, готовящихся к реализации, - завод по сборке автомобилей "Мерседес" в Солнечногорском районе, комплекс по производству медицинской техники в Дубне, тепличные комплексы в Кашире и Луховицах.
Но согласитесь: полноценное развитие территорий невозможно без грамотного планирования. Я сейчас говорю о генпланах. Сколько их должно быть в области и сколько есть реально?
Андрей Воробьев: Должно быть 297, включая генпланы городских и сельских поселений. Принято около 20%.
То есть процесс идет сложно. При этом поселения жалуются на то, что их лишили права утверждать генпланы, передав эти полномочия на уровень городских округов и районов. Для чего это было сделано?
Андрей Воробьев: Генпланы сельских поселений утверждаются на районном уровне по федеральному законодательству. У городских поселений полномочия мы забрали, потому что устали отклонять их проекты генпланов, предоставляемые на обсуждение областного градостроительного совета. 90% этих проектов было подготовлено без учета развития транспортной инфраструктуры. В границы населенных пунктов включались мелиоративные земли и сельхозугодья, и планировалось на них не выращивать хлеба, а строить дома. Поэтому мы взяли инициативу в свои руки, выделили из бюджета 1 миллиард рублей на комплексную разработку генеральных планов. Сейчас эта работа практически завершена.
Есть надежда, что все генпланы будут приняты в этом году?
Андрей Воробьев: Есть - там, где мы не столкнулись с наложением на земли населенных пунктов территорий лесного фонда. В таких случаях у собственника на руках оказывается выписка из государственного кадастра недвижимости, в которой границы его участка совпадают с границами лесфонда. И по Лесному кодексу собственник - человек или муниципалитет - уже не имеет права на эту землю. Становится невозможным установить координаты участка, а значит, невозможен и генплан. В Подмосковье таких случаев обнаружилось 200 тысяч, а вообще эта проблема типична для всех лесных регионов, и ее уже обсуждали на Госсовете при президенте страны. Теперь ждем федеральный закон о лесной амнистии, который должен постановить, что в приоритете будет именно выписка из ГКН.
Леса, чье сокращение площадей и без того вызывает серьезные опасения у экологов, отдадут на откуп людям?
Андрей Воробьев: Да, если выбирать из людей и леса, то в приоритете будут люди. Как бы мы ни любили лес, но если у собственника есть официальный документ, выданный госреестром, его право должно учитываться в первую очередь. Иначе ни границ, ни генпланов у нас так и не будет.
В какие сроки вопрос может быть решен?
Андрей Воробьев: Лесная амнистия вступит в силу уже в этом году.
О дорогах и домах
Каковы перспективы расширения двухполосных дорог в Подмосковье? Рогачевского, Пятницкого, Осташковского, Щелковского шоссе? Вдоль них сейчас строится много жилья, а дороги и с имеющимся потоком автомобилей не справляются.
Андрей Воробьев: Жилая застройка вдоль Рогачевского, Пятницкого и Осташковского шоссе расположена так, что их расширение неминуемо приведет к массовому изъятию земель. В данном случае выходом может стать только строительство дублеров. А коридор для расширения Щелковского шоссе, где один из самых напряженных трафиков в Подмосковье, согласуется с федеральным министерством природных ресурсов и парком "Лосиный остров".
Другими словами, область в настоящее время глобальных дорожных объектов не строит?
Андрей Воробьев: Почему? Вот Южный обход Подольска с 43-го по 48-й километр Старосимферопольского шоссе расширяется с 2 до 4 полос. В 2017 году сдадим реконструированное Шереметьевское шоссе с мостом через Клязьму. В 2018-м - расширенную до 4 полос семикилометровую связку между Шереметьево-1 и Шереметьево-2. С 2014 года открыли 9 путепроводов через железнодорожные пути. В их числе - многолетний долгострой у платформы Хлебниково в Долгопрудном и Чкаловский переезд на 34-м километре Щелковского шоссе, где по пути в Звездный городок годами стояли в пробке наши прославленные космонавты. В этом году появится еще один путепровод - у платформы Новодачная в Долгопрудном. Будет пущено движение на первом участке западного объезда Сергиева Посада и новом подъезде к Сколково у деревни Марфино в Одинцовском районе.
А платные путепроводы в Подмосковье уже начали строиться?
Андрей Воробьев: Концессионное соглашение по трем платным путепроводам планируется подписать в 2017 году. Они появятся в микрорайоне Востряково городского округа Домодедово, в поселке городского типа Правдинский Пушкинского района и на 17-м километре дороги "Шихово-Шарапово" в Кубинке. Ориентировочная стоимость проезда по ним составит от 33 до 98 рублей в зависимости от класса автомобиля.
Говоря о строительных проектах, не можем не упомянуть обманутых дольщиков. В СМИ прошла информация, что все дольщики СУ-155 в Подмосковье получат квартиры до конца года. Это действительно так?
Андрей Воробьев: На начало года у СУ-155 в области было 54 недостроенных объекта. Спасибо за помощь федеральному правительству, 8 недостроев мы сдали, 4 получают документы на ввод и еще 16 планируется сдать до конца года. К концу 2018-го все дома СУ-155 будут достроены, кроме 5 объектов в Звенигороде, где самая тяжелая ситуация. Там дома стоят в плане на заселение в 2021 году. Помимо новостроек СУ-155 на территории региона есть еще 33 проблемных объекта, которые мы также планируем заселить в 2018 году. В Подмосковье много времени и сил тратится на решение проблем обманутых дольщиков, порядка 20 миллиардов рублей направлено на ликвидацию недостроев. В 2012 году у нас было 18 тысяч граждан, пострадавших при соинвестировании строительства жилья, сейчас осталось 6,6 тысячи.
"Россия" стала "Патриотом"
Андрей Юрьевич, а что с проектом строительства тематического парка "Россия", который должен был появиться в Домодедово? Красивая концепция парка была презентована - и на этом все обсуждения прекратились.
Андрей Воробьев: Вы, конечно, знаете о военно-патриотическом парке "Патриот" в Кубинке, где проходят чемпионаты по танковому биатлону? Это уникальный тематический объект, первый камень в создание которого министр обороны Сергей Шойгу заложил в 2014 году. Уже сегодня там действует крупнейший в мире танковый музей, проводятся зрелищные досуговые мероприятия, международные форумы - жизнь кипит! В этом году откроется большой выставочный комплекс. И наша задача совместно с минобороны - развивать эту территорию дальше. Можно считать, что концепция парка "Россия" реализована вот таким образом.
Кстати
В этом году в Подмосковье впервые стартовала программа реабилитации малых рек. Она появилась после анализа проведенных в области соцопросов, в ходе которых жители назвали одной из самых острых экологических проблем загрязнение и обмеление рек. Реабилитация предполагает расчистку дна, укрепление берегов, аэрацию воды и модернизацию очистных сооружений. Первыми реабилитированными реками станут Пехорка и Малашка в Балашихе, Яуза в Мытищах, Банька в Красногорске, Пахра в Подольске и Альба в Дмитровском районе.
"Деловой завтрак" с Андреем Воробьевым