20.01.2017 19:32
Кинократия

Итоги 2016 года: лучшие британские сериалы. Версия "Кинократии"

Текст:  Юлия Авакова
Подводя итоги 2016 года, невозможно обделить вниманием несколько знаковых проектов, получивших свое воплощение, продолжение или окончательное завершение совсем недавно. "Кинократия" составила список важных британских (и британо-американских) сериалов, мини-сериалов, а также одиночных специальных эпизодов более крупных работ, многие из которых, хочется верить, войдут в историю европейского кинематографа, пусть и по совершенно разным причинам.
Читать на сайте RG.RU

1. "Пустая корона" (The Hollow Crown)

Год, отмеченный знаковой датой - 400-летием со дня смерти великого британского драматурга Уильяма Шекспира, ознаменовался выходом последних трех серий телеэпопеи по "историческому" циклу пьес классика британской литературы, начавшей свое экранное шествие в 2012 году. Этой весной были представлены две пьесы, действие которых происходит в период "Войны Алой и Белой розы": "Генрих VI" (в двух частях) и "Ричард III" . Умелая работа с сюжетом и текстом (который, к сожалению, все равно пришлось сократить), продемонстрированная Домиником Куком, актерская экспрессия Джуди Денч, Бена Дэниелса, Бенедикта Камбербэтча, Эдриана Данбара, Тома Старриджа, Софи Оконедо, Кили Хоуз и других блистательно передали и историческую атмосферу Англии пятнадцатого века и в очередной раз доказали вневременной характер этих жемчужин мировой культуры. А Бенедикт Камбербэтч сумел дать яркое и несколько более человечное толкование образу Ричарда III.

2. "Острые козырьки" (Peaky Blinders)

В мае был показан долгожданный третий сезон одной из первых в Великобритании "гангстерских саг", появление которой на экране всецело обязано своему создателю Стивену Найту. Новые эпизоды в очередной раз погружают нас в атмосферу британского безвременья, последовавшего за окончанием Первой мировой войны, благодаря выбранной художниками стилистике выглядящего мрачно и одновременно крайне привлекательно. Главный герой, бесстрашный Томи Шелби (в леденящей кровь трактовке Киллиана Мерфи), - настолько же смелый и честный, насколько жестокий и скрытный - в третьем сезоне кардинально изменяет положение своей семьи в обществе. Перед ним теперь открываются все новые двери, и он становится вхож в новый британский истеблишмент. Атмосфера эпохи, воспроизведенная на экране, ярко свидетельствует об окончании очередной фазы первичного накопления капитала у местных "нэпманов". Однако природа пустоты не терпит, и проблемы, как и ставки, только повышаются с продвижением по карьерной лестнице. Актеры, прежде всего, Киллиан Мерфи, Том Харди и Пол Андерсон снова играют на пределе человеческих сил, сообщая происходящему удивительную искренность, выстраданность, а главное - правдивость.

3. "Виктория" (Victoria)

Образ "старой доброй Англии", сложившийся в народной памяти преимущественно во время продолжительного царствования королевы Виктории и во многом благодаря ему при ближайшем рассмотрении оказывается далеко не монолитным конструктом. Это вполне талантливо показали создатели сериала Дэйзи Гудвин и Гай Эндрюс, а также исполнительница главной роли Дженна Коулман, отказавшаяся ради съемок в историческом сериале от своей роли в неувядаемом "Докторе Кто". Первый сезон рассказывает о юных годах жизни Виктории, которые заставляют отринуть привычные представления: образ чопорной вдовы пришел гораздо позже, в то время как пора взросления королевы выпала на интереснейшую "эпоху регенства", славившуюся вольнодумством, щегольством и остроумием. Именно она дала мировой литературе образы умных и рассудительных барышень со стойким характером и неизменным самоуважением. Веяния этой эпохи позволили Виктории построить свою жизнь, насколько это было возможно, по собственным лекалам, развить в себе жизненно важные душевные качества и стойкость характера, столь тяжело дающиеся непосредственной девушке.

4. "Корона" (The Crown)

Британо-американская копродукция c беспрецедентным бюджетом, вышедшая на сервисе Netflix (как и другой британо-американский проект "Черное зеркало"), была изначально достаточно авантюрным проектом, как минимум потому, что он и по своему содержанию, и по целевой аудитории находился чрезвычайно близко к вышеупомянутой "Виктории". Правда, монаршая особа, о которой идет речь в сериале - ныне восседающая на троне Елизавета II, чей образ начинает потихоньку обрастать литературными и кинематографическими надстройками. Необходимо отметить, что и Клэр Фой, и Мэтт Смит, сыгравший супруга королевы, герцога Эдинбургского, смотрятся на экране на редкость органично. В первом сезоне речь идет о молодых годах царствования Елизаветы, когда ее жизнь в одночасье стала достоянием придворных сплетен и интриг. Создатели сериала очевидным образом делают акцент на героизации экзистенциального выбора королевы - принесении не только себя, но и своего счастья и покоя на алтарь служения государству. У "Короны", как кажется, есть все шансы обрести большую целостность ко второму сезону.

5. "Война и мир" (War and Peace)

Западные экранизации произведений русской классики неизменно вызывают живой интерес в стране, вдохновившей их создание. Не стал исключением и роман Л.Н. Толстого "Война и мир", перелицованный для англо-американской копродукции никем иным, как Эндрю Дэвисом, легендарным сценаристом "Карточного домика". Пытаться сравнивать нравственный и идейный посыл этого произведения с оригиналом или с эпохальным фильмом Бондарчука совершенно бессмысленно. Зато отвлеченный просмотр этой картины, сделанной не без вкуса и понимания исторического контекста, достаточно увлекателен. Так, в очередной раз можно увидеть, как одни и те же слова и понятия получают абсолютно разное звучание в реалиях двух стран, достаточно сильно друг от друга отстоящих в культурном и этическом плане.

6. "Ночной администратор" (The Night Manager)

Достаточно смелое решение BBC по привлечению датчанки Сюсанне Бир к экранизации одноименного произведения "золотого пера" британской разведки Джона Ле Карре имело практически одинаковые шансы как на успех, так и на провал. Настолько полюбившийся британцам в последние годы "скандинавский нуар" органичен тогда, когда создается у себя на родине, а не по правилам чуждой для себя школы британского кинематоргафа. В итоге получилось нечто среднее. "Ночной администратор", не в последнюю очередь благодаря шарму любимца девочек-подростков Тома Хиддлстона, мастерству Хью Лори и убедительности Тома Холландера, прозвучал вполне правдоподобным и последовательным манифестом времени всеобщего релятивизма, кроющегося за красивыми словами, а такое дезавуирование в самом деле может быть небесполезным.

7. "Возвращение Доктора Мистерио" (The Return of Doctor Mysterio)

Выпуск каждого нового сезона культового британского сериала "Доктор Кто" безотносительно того, насколько серьезно можно относиться к жанру научной фантастики и проекту, который не может расстаться со многими очевидно старомодными атрибутами, созданными еще в шестидесятых, является событием, демонстрирующим торжество редкой для современного кинематографа немеркнущей преемственности. И рождественский эпизод "Возвращение Доктора Мистерио" замечательным образом использовал американский "фольклор", относящийся к героям комиксов времен расцвета этого жанра, превратив схватку между добром и злом в добродушную карикатуру и соревнование в остроумии.

8. "Уильям наш, Шекспир" (Upstart Crow)

Чествование литературного наследия Уильяма Шекспира достигли к середине года своей кульминации. Помимо "Пустой короны" на экраны вышел шестисерийный сериал, который на русском языке получил невразумительное название "Уильям наш, Шекспир", в то время как выражение "ворона-выскочка", вынесенная создателями в название, является язвительной характеристикой, данной драматургу при жизни. Ожидания от этого проекта были невероятно высоки - его сценаристом стал Бен Элтон, вошедший в историю как один из создателей и вдохновителей "Черной гадюки", сатирического руководства по британской истории на все времена. В итоге получился энциклопедический сериал образца восьмидесятых с юмором, который порадует самых преданных поклонников творчества британского классика, но, разочарует тех, кто ждет красочного визуального воспроизведения эпохи и постмодернистского жонглирования смыслами и прочтениями его пьес потомками за долгие четыреста с небольшим лет.

9. "Полдарк" (Poldark)

Попытки экранизировать многотомные приключения офицера Росса Полдарка за авторством британского писателя Уинстона Грэма не оставляют сценаристов и в двадцать первом веке. Именно этим мы обязаны новому прочтению этого героического образа английской литературы, созданного слишком поздно, чтобы стать книжной классикой, и слишком рано для перерождения его в архетипичного всемогущего киноидола, минуя недостатки нередко затянутого литературного текста. В первом сезоне достаточно интересное прочтение получила участие Полдарка в Войне за независимость в Соединенных Штатах (принимая во внимание тот факт, что речь идет о британско-американской копродукции). Во втором сезоне, вышедшем на экраны в 2016-м, Полдарк возвращается в Великобританию совершенно другим человеком. Его возлюбленная помолвлена с другим, его мечты о достойном существовании недостижимы, а жизненный опыт и осмысление происходящего, полученный в ходе военных действий, навсегда меняют его взгляд на жизнь на родине.

10. "Секретный агент" (The Secret Agent)

Появление этого мини-сериала, представляющего собой экранизацию не особо популярного романа Джона Конрада, в силу тяжеловесности повествования практически непригодного для полноценной киноадаптации (интересное творческое переосмысление получилось разве что у Альберта Хичкока в "Саботаже"), было незаслуженно обойдено вниманием в отечественной прессе. Несмотря на очевидные недостатки литературного первоисточника, этот сюжет все-таки сумел проторить себе дорогу на британском телевидении. И не раз. Надо думать, в первую очередь, по политическим причинам. В этой фантасмагории (демонстрирующей завидное постоянство и преемственность британцев в деле шельмования России) российское имперское правительство (хотя в самой повести на государственную принадлежность только намеки) поручает своему агенту в Лондоне Адольфу Верлоку осуществить теракт возле Гринвичской обсерватории, ответственность за который предполагается переложить на плечи представителей рабочего движения и социалистов. Цель этой бесчеловечной акции (на которую соглашаются власти Туманного Альбиона) - показать, насколько опасным и губительным может быть распространение таких идей в островной монархии. Естественно, не считаясь с человеческими потерями. Тоби Джонс и Вики МакКлюр очень хорошо раскрыли образы главных героев - но в очень специфическом прочтении режиссера, не всегда соответствующем литературному первоисточнику.

В фокусе