31.08.2018 16:42
Кинократия

Сериал "Пикник у Висячей скалы": сомнительное переосмысление шедевра

Текст:  Шамиль Керашев
Австралия, 14 февраля 1900-го. Ученицы колледжа для юных леди (где царят весьма строгие нравы) с позволения руководства отправляются на природу, чтобы в день святого Валентина устроить ланч и погреться на солнце у таинственной Висячей скалы. Трое из них бесследно исчезают вместе с молодой наставницей.
Читать на сайте RG.RU

Оригинальный "Пикник" - кино, несомненно, великое. И в то же время - кино причудливое, если не сказать - странное. Там было, во-первых, дебютное упражнение Питера Уира (на тот момент - тридцатилетнего начинающего режиссера) в его излюбленном, как выяснилось позже, жанре социальной драмы о закрытых сообществах. Во-вторых - этакие прото-линчевские "бытовой сюрреализм", псевдодетектив и мистика. Плюс фрейдистские и юнгианские рассуждения о подавленной женской сексуальности и деформациях психики, красивейшие визуальные приветы художникам-импрессионистам, британская колониальная готика, неуловимый эротизм... И внятное (потом расширенное в "Последней волне") высказывание о хрупкости человеческой цивилизации на фоне вековечности дикой природы.

"Гоголь. Страшная месть": замогильный кинокомикс о русских писателях

Все это - казалось бы, несовместимое - отлично работало вместе и работает до сих пор. Но то в фильме 1975-го, а речь у нас о сериале 2018-го. Его авторы с удовольствием коллекционировали щедрые авансы. Обещали самостоятельную, принципиально иную и не ориентированную на классическую картину экранизацию романа Джоан Линдси. Которую, дескать, не стоит сравнивать с уировским шедевром. Вот только без сравнений - никак. И в чью пользу они выходят, догадаться нетрудно. Поскольку, с одной стороны, позаимствовано у шедевра очень многое. А с другой - от того, чем культовый Picnic at Hanging Rock был прекрасен, шоураннеры запросто избавились.

Точнее, как бы постарались как бы сместить акценты в сторону антагонистки - суровой директрисы Эстер Эппльярд. Той, что у Уира выступала разом и предвестником неизбежного краха затянутой в тугой корсет викторианской морали, и феминным воплощением всех репрессивных аппаратов вместе взятых. В шестисерийнике Showcase и Amazon Studios она - в исполнении замечательной Натали Дормер - явно претендует на большее. Пожалуй, небезосновательно: бурное прошлое этой непробиваемой дамы, ее нравственная мотивация и внутренние противоречия, ее пристальный взгляд прямо в камеру - едва ли не занятнейшее из предложенного. По совместительству - более-менее уважительная причина с новинкой все-таки ознакомиться.

Чем хорош седьмой сезон "Американской истории ужасов"

В то же время, попытки выстроить причинно-следственные связи и ставка на логику, очевидно, сыграли дурную шутку со всем остальным. Вот хотя бы - с функциями исчезнувших девушек. В старом "Пикнике" они - по-детски нежные в своих кипельно-белых платьях и одновременно потаенно порочные, неспособные противостоять биологическому взрослению - были, скорее, эфемерными символами. Пластика актрис, их мимика, оставляющие простор для трактовок реплики - да и сама по себе манера съемки с чуть расфокусированной картинкой - создавали атмосферу неизбывной экзистенциальной жути и тревожного сновидения. Новая трактовка ничего подобного не подразумевает. Загадки и символизм ее авторам, кажется, не особенно интересны.

Зато интересными они, видимо, считают крайне "актуальные" и "свежие" комментарии на тему патриархата грубых провинциальных мужланов. И невыносимых страданий несчастных женщин под этим чудовищным гнетом. У благодарного и максимально политкорректного зрителя, ясное дело, должны напрашиваться параллели между мизогинической конъюнктурой столетней с лишним давности и сегодняшним днем. Ну а зритель чуть менее политкорректный и чуть более "насмотренный", вероятнее всего, вспомнит, как того же Уира (аккурат после выхода его "Пикника у Висячей скалы") обвиняли в сексизме и завуалированном женоненавистничестве. И, тяжко вздохнув, поймет, почему вместо тонкой игры в подтексты и смыслы ему предложили очередную агитку - разве что теперь в формате душной костюмной драмы на фоне весьма симпатичных (с этим не поспоришь) декораций.

"Нас не догонят": почему не стоит влюбляться в лудомана

Томные, чувственные намеки на однополые платонические влюбленности, болезненные издержки созревания, неоднозначность ультраконсервативных ценностей, "завтраки на траве", мрачные тайны обожествляемых аборигенами австралийских гор... Зачем и для кого? Ведь куда понятнее и востребованнее грубовато вшитые в здешних Миранду, Ирму и Сару зачатки пресловутого "мятежа" против "мужской токсичности". Собственно, и сами девочки совсем не похожи на тех то ли небесных, то ли падших ангелов, обманчивой невинностью которых любовался Питер Уир. Причем не только внешне.

Стремление "приземлить", поконкретнее очертить героинь и подробнее раскрыть характеры превратило воспитанниц специфического учебного заведения - тихо рефлексирующих, изящных и обитающих в мире не всегда здоровых грез - практически в мечтающих об оргиях (непременно лесбийских!) дерзких похотливых куртизанок. Чьи "прогрессивность" и "внутренняя свобода" мало того, что смотрятся откровенно нереалистично и надуманно в контексте эпохи, так еще и оборачиваются пошлостью, истеричностью и вульгарностью. Вдобавок - "благодаря" театрализованному манерному переигрыванию Руби Рис, Самары Уивинг и прочих (вполне похожему на режиссерскую установку и затеянному, надо полагать, ради пущей доходчивости) - нелепостью. И скучной прямолинейностью.

Прямолинейно обставлена и мистическая составляющая. Выглядит она так, словно сценаристам дали задачу максимально подробно разжевать, обосновать и объяснить априори необъяснимое. До версий с вторжением инопланетян или превращением детей в ящериц, авторы, к счастью, не опустились. Да и видно же - взаправду старались с нагнетанием интриги и натягиванием нерва. Местами вполне себе получилось, однако и тут, увы, нужны оговорки: даже самые напряженные и эффектные моменты этого "Пикника" сконструированы с помощью привычного инструментария телевизионных триллеров с "ахами", "охами" и "правилами саспенса". А будоражащей сознание, в хорошем смысле спекулятивной, поэтичной недосказанности легендарной полнометражки - напрочь лишены.

2.5
Рецензии