Как и сама проза сверхпродуктивного литератора, продукция эта чрезвычайно разнородна. Есть в этом потоке картины удачные и паршивые, многосерийные и полнометражные, уважительно следующие букве оригинала и живущие самостоятельной жизнью.
Из недавних фильмов по Кингу, ориентирующихся на сюжет первоисточника, к удачным точно стоит отнести "11.22.63" ("11/22/63") - экранизацию одноименного романа, увидевшего свет в 2011-м. Как нетрудно догадаться, в заголовок вынесена дата, записанная в причудливом - сначала месяц, затем день, потом год - американском формате.
Ровно 55 лет назад, 22 ноября 1963 года, был убит 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди.
Резонанс этого события переоценить трудно - и не только, конечно, для международной политики. По сей день оно то и дело находит отражение в мировой культуре - от конспирологического полотна голливудского правдоруба Оливера Стоуна до тоскливой мелодрамы чилийца Пабло Ларраина (номинировавшейся, между прочим, в прошлом году на "Оскар"). Вот и один из крупнейших американских писателей современности решил не оставаться в стороне. И подошел к этому непростому эпизоду XX века со своим излюбленным инструментарием, сделав убийство Кеннеди центром романа в жанре темпоральной фантастики с элементами шпионского детектива, альтернативной истории и мрачной постапокалиптической антиутопии.
Главный герой по имени Джейк отправляется в прошлое, чтобы помешать Ли Харви Освальду застрелить улыбчивого ирландца. Таким образом он намерен предотвратить Вьетнамскую войну и вообще сделать мир лучше. Надо отдать ему должное: в том, что за убийством стоит лично Освальд, он поначалу сомневается. Как и в том, что за его акцией по изменению прошлого непременно последует приятное преображение настоящего и будущего. Но всё же решается на самоотверженный поступок - в случае чего, у него есть механизм, который позволит всё вернуть на исходные позиции.
Выбор, однако, всё равно непрост: для выполнения своей миссии Джейку надо не только отслеживать перемещения Освальда и Кеннеди, соблюдая известную осторожность и не забывая про так называемый "эффект бабочки", но и прожить несколько лет в малознакомой и чужой эпохе, попутно выполнив пару "разминочных" квестов по изменению будущего. Впрочем, как выясняется, если попривыкнуть, можно найти в этом всём определённую прелесть: еда вкуснее, поп-музыка лучше, шмотки фасонистее, люди добрее и доверчивее - ну и так далее.
Шестидесятые. Плюс - в качестве приятного бонуса - финансово выгодная и льстящая самолюбию осведомлённость о результатах грядущих спортивных мероприятий.
Есть, понятно, и недостатки. Сегрегация, например, и вообще расисты кругом. Примерно такие же навязчивые, злобные и убеждённые в своей правоте, как и нынешние адепты тотальной "дивёрсити". Идеологические качели флагмана "свободного мира", ничего не поделаешь.
Впрочем, хоть болезненная рефлексия Кинга на тему мрачных страниц истории своей страны и занимает традиционно значимое место в романе, в центре внимания находится сама природа времени, парадоксы детерминизма и жизнеспособные модели параллельной реальности.
Вплетая в мир "11.22.63" элементы других книг, описывающих грандиозную вселенную, порождённую его неуёмной фантазией (одна из важнейших локаций - вымышленный городок Дерри, вотчина зловещей сущности, являющейся в образе небезызвестного клоуна Пеннивайза), Кинг конструирует остроумную метафизическую систему, функционирующую за счет соблюдения хрупкого баланса.
800-страничная книжища, под завязку набитая ностальгическими деталями (мастерский рассказчик Кинг тут натешился вволю) и эффектными сценами, легко могла бы лечь в основу масштабного сериала сезонов эдак на пять с потенциалом пролонгации еще на несколько. Но команда, взявшаяся за перенос "11.22.63" на экран (возглавляемая не кем-нибудь, а Дж. Дж. Абрамсом), рассудила иначе.
Вся фабула, претерпев несколько хирургических вмешательств различной степени деликатности, уместилась всего в восемь эпизодов. Стоило ли жертвовать рядом интересных сюжетных поворотов и захватывающих подробностей (особенно когда перед глазами стоят бесчисленные примеры раздутых до неприличия телешоу, чьи сценарии высосаны из пальца) - вопрос открытый.
Тем не менее стоит признать, что результат вышел достойным - особенно в сравнении с рядом новейших поделок по мотивам кинговых книг. Крепкий каст (в главной роли - Джеймс Франко, который всегда хорош, когда находит свою роль), выдержанная стилистика шестидесятых (американские телевизионщики давно набили руку в воссоздании духа беспокойных десятилетий минувшего века) и адекватная работа по превращению объемного романа в скрипт для восьмисерийного телефильма - составляющие успеха экранной версии "11.22.63". Впечатляющие 8,2 балла на IMDb и 80 % "свежести" на Rotten Tomatoes со своей стороны авторитетно свидетельствуют: такие вменяемые экранизации трудов неистового Стивена встречаются не так уж часто. И очень жаль.
Оригинал текста читайте на сайте "Года литературы"