Инициатива неновая. Еще несколько лет назад подобное предложение звучало в Госдуме. Поводов для введения таких поправок - множество. Даже с советских времен техосмотр успешно покупали. Талоны техосмотра можно было приобрести на черном рынке, а также непосредственно у сотрудников ГАИ - ГИБДД. Это был ярко выраженный пример коррупции. Чтобы избавиться от взяток, было решено передать техосмотр в частные руки. А контроль за ним установить со стороны некоммерческой и негосударственной структуры. Так техосмотр попал в руки Российского союза автостраховщиков.
Но вот беда. РСА разрешает работать пунктам техосмотра, а база о прошедших эту услугу автомобилях находится в ведении МВД. Причем в экспериментальном порядке. При этом невозможно установить, кто реально проходит техосмотр, а кто покупает бланки ТО. То есть техосмотр окончательно превратился в дополнительный налог. Документ о его прохождении надо иметь, но никто не несет ответственности за машину, выехавшую на дорогу.
Только за 11 месяцев прошлого года по причине неисправности транспорта произошло 5732 ДТП. Это на три процента меньше, чем годом ранее. Однако в этих авариях погибло 960 человек, что на полпроцента больше, чем годом ранее. То есть количество погибших в таких авариях практически не изменилось. А это означает лишь то, что такие аварии становятся все более опасными.
Как сообщил корреспонденту "РГ" один из авторов законопроекта первый зампред Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Олег Нилов, техосмотр транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров, коммерческие перевозки опасных грузов и другие должны осуществляться более тщательно и регулярно. Медосмотры водителей ежедневно проходят под жесткой ответственностью врачей.
А вот ответственность за техническое состояние личного автотранспорта, как и ответственность за выезд в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с правами или без целиком должна лежать на водителе личного авто.
Граждане сами, без абсолютно формальной, для галки, процедуры вправе решить вопрос, который напрямую касается главного - собственной безопасности. За нарушение же требований технического состояния личного авто ответственность должна не только сохраниться, но и повыситься. Автор законопроекта считает, что в случае ДТП с автомобилем технически неисправным, по аналогии с ДТП с участником в состоянии алкогольного опьянения, водитель признаётся виновным и несет ответственность в полном объеме.
Для примера: мы ведь не проверяем у граждан перед выходом на улицу обувь, одежду на предмет соответствия суровым зимним условиям, считает депутат.
Однако убрать техосмотр частных машин будет довольно сложно.
Россия подписала Венскую конвенцию о дорожном движении, которая предусматривает проведение ТО для любой машины. По сути отсутствие диагностической карты, талона ТО, наклейки о прохождении техосмотра - это запрет на выезд из страны. Именно с этим придется столкнуться автовладельцам, если будет принят такой закон.
Виктор Арманов, председатель совета некоммерческого партнерства "Союз предприятий технического осмотра":
- Техосмотр надо рассматривать как независимую экспертизу. Прежде всего это услуга сервиса, на которой определяется качество обслуживания машины. Не у всех автосервисов есть полный комплект необходимого диагностического оборудования. Даже не у всех дилеров это есть. Да, есть добросовестные водители, которые самостоятельно проходят техосмотр регулярно, есть дилеры, у которых все поставлено на контроль. Но наш опыт показывает, что даже после проверок водители приезжают к нам в мастерскую, где мы находим ряд неисправностей и исправляем их. Тем самым снижается риск ДТП на дорогах. Ведь за любой аварией стоят человеческие жизни. Поэтому мы отрицательно относимся к предложению депутатов. Должен быть жесткий контроль за объектом повышенной опасности.
Игорь Моржаретто, автообозреватель "Вести FM":
- Я думаю, что предложение не дойдет даже до первого слушания. Потому что оно принципиально расходится с линией правительства на усиление контроля за проведением ТО. Не так давно правительство внесло целый ряд предложений, которые предусматривают серьезные наказания, вплоть до уголовных, и для водителей, которые не проходят техосмотр, покупают "липовые" документы, и особенно для пунктов проведения техосмотра, которые такими "липовыми" диагностическими картами торгуют. И на этом фоне, я думаю, что никаких перспектив у законопроекта о частичной отмене техосмотра в нашей стране нет. На самом деле отношение к техосмотру в мире разное. Например, в Германии это серьезная процедура, а в большинстве штатов США техосмотр отменен в принципе. Но ответственность за ДТП в любом случае несет водитель. По Правилам дорожного движения он должен следить за техническим состоянием и перед выездом убедиться, что все работает исправно.
Вячеслав Лысаков, первый зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству:
- Отменить или упростить техосмотр было поручением президента. Но в итоге всех пертурбаций ТО из государственного стал частным. Причем контролировать его должны страховщики. Однако сотрудники страховых контор просто продают диагностические карты свои клиентам.
Последняя попытка навести порядок в этой сфере бизнеса была предпринята минэкономразвития, которое предложило введение видеонаблюдения, создание единой информационной базы по транспорту и выданным диагностическим картам. Конечно, техосмотр необходим для тех, кто перевозит опасные грузы и пассажиров, а также такси. По большому счету можно отменить техосмотр для частных машин. Но необходимо ввести личную повышенную ответственность водителя, если ДТП происходит из-за неисправности автомобиля.