Сейчас Севморпорт зарабатывает в основном на сдаче причалов и помещений в аренду, а также перевалке каботажных грузов - инертных материалов. Небольшой доход приносит продажа списанных судов на металл. С прошлого года начались поставки зерна в Сирию, подписано торговое соглашение с Тартусом. Но этого недостаточно, чтобы удержать предприятие со штатом 800 человек на плаву.
- В ближайшее время порт передадут под управление федерального ведомства, которое обеспечит его стабильную загрузку, - сообщил губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников. - Выработан план действий, будет сформирована рабочая группа.
Имущество Севморпорта зарегистрировано, поставлено на кадастровый учет и готово к передаче, говорят в правительстве. Тем временем в порту стараются выправить финансовые провалы.
- Надо вовлечь в хозяйственную деятельность простаивающие причалы, наладить сбор арендных платежей от компании "Вымпел", активнее участвовать в перевалке зерна, чтобы из балансирования на грани прибыли и убытков выйти в стабильный плюс, - считает глава города.
Напомним, в начале текущего года стали известны результаты проверки Главного контрольного управления Севастополя. За девять месяцев 2018 года убытки порта составили 107 миллионов рублей. Часть арендаторов не платила за эксплуатацию причалов и стоянку судов, заказов не было, но росли управленческие расходы и стимулирующие выплаты. В результате на предприятии сменили директора, который первым делом сократил число руководителей и их замов.
- Выполнена структурная реорганизация кадрового состава, что сократило расходы на оплату труда, - сообщил директор Севморпорта Валерий Скляров. - Проведена договорная работа с контрагентами, в том числе зарубежными. В результате было уже семь судозаходов под иностранным флагом.
Скляров сообщил, что речь идет о партнерах с "другой стороны Черного моря", но страны и компании называть не стал, чтобы у них не возникли неприятности из-за санкций. Директор отметил, что для прибыльности порт должен зарабатывать в месяц около 40 миллионов рублей, и сейчас предприятие приближается к этой цифре.
- Активизирована работа плавдока, который стал приносить доходы, - говорит Скляров. - Оперативно ведется учет фактического состояния дел в порту, отстоя и перемещения судов, оптимизирована работа причалов. Передаем в аренду имущество, которое раньше не использовалось. С владельцем теплохода "Индиго", не платившим за стоянку, заключили договор и получаем ежемесячно 200 тысяч рублей.
Стоит отметить, что городские власти и раньше старались загрузить порт работой, но проекты либо разбивались о санкции, либо не приносили ожидаемый доход. Работала грузовая паромная линия Севастополь - Новороссийск, грузовой паром ходил в турецкий Зонгулдак. Турция остается перспективным направлением перевозок, как и Сирия, куда из Севастополя будут поставлять строительные материалы и продукты питания. Осталось найти владельца судна, который согласился бы курсировать на маршруте.
Кроме этого, севастопольский порт сможет сотрудничать с "Ростехом" по программе военно-технического сотрудничества и транспортировки продукции двойного назначения. В 2015 году создано совместное предприятие Севастопольский специализированный морской порт, учредителями в равных долях являются Севморпорт и "РТ-логистика".
Помимо перевалки грузов, Севморпорт также отвечает за перевозку пассажиров через Севастопольскую бухту. На морском транспорте поездка занимает 10-15 минут, а в объезд бухты на маршрутке - более часа. Рейсовые пассажирские катера Севастополя перевозят до семи миллионов пассажиров в год (это больше, чем на Керченской переправе), грузо-пассажирские паромы - около миллиона человек и 80 тысяч единиц автотранспорта. Но перевозка пассажиров убыточна, она субсидируется за счет других видов деятельности.
Пассажирские катера тоже устарели. Суда вместимостью 250 человек были построены в начале 1980-х специально для Севастопольской бухты с расчетным сроком эксплуатации 25 лет, а отработали все 35. К 2016 году из 14 катеров в строю остались семь. Власти города хотят заказать постройку пяти новых катеров через Государственную транспортную лизинговую компанию, но за пять лет до контракта дело так и не дошло. В порту надеются, что конкурс состоится этой весной.
Не лучше дела с паромами. В 2016 году город выкупил у частного перевозчика за 59 миллионов рублей два парома, "Адмирал Истомин" и "Адмирал Лазарев". Но суда эти тоже не новые. Они построены в Норвегии в 1981 и 1984 годах. Запчасти и механизмы на замену госпредприятие не может напрямую закупить из-за санкций. Один из "адмиралов" то и дело простаивает по причине поломок. Этой зимой число рейсов сначала сократили с 13 до семи в день, а потом паромы и вовсе перестали ходить. На предприятии объяснили, что эксплуатация в зимний период невыгодна, автомобилей почти нет. Валерий Скляров пообещал, что работа переправы возобновится в мае.
Справка "РГ"
Севморпорт включает акваторию Севастопольской бухты до Инкермана, а также Камышовой, Казачьей и Балаклавской бухты. Территория - 29 гектаров. Имеет 80 грузовых и пассажирских причалов общей длиной 3,3 километра, складские площади и нефтеперевалочный терминал. Основная перевалочная площадка находится в Камышовой бухте, куда подходит железнодорожная ветка (сейчас не функционирует). У порта более 40 судов, в том числе 14 пассажирских катеров, два парома, буксиры и вспомогательные суда.