Решения омбудсмена обязательны для исполнения, но их можно обжаловать в суде.
Закон о создании службы уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг вступил в силу в сентябре 2018 года. Ее возглавил Юрий Воронин. Служба будет решать имущественные споры граждан с финансовыми организациями, размер требований по которым не превышает 500 тысяч рублей. И начнет с автострахования. В январе этого года ЦБ назначил на должность финансового омбудсмена в сфере страхования Виктора Климова.
С 1 июня в службу должны обращаться автовладельцы, имеющие претензии к страховой компании по договорам ОСАГО, каско, - страхование транспортного средства и ДСАГО - добровольное ОСАГО на расширенные суммы.
Рынок автострахования из-за большого количества жалоб на страховщиков ОСАГО считается одним из самых проблемных. В I квартале 2019 года обращения, связанные с обязательной "автогражданкой", составляли 80,8 процента всех поступивших в ЦБ жалоб на страховые компании. Именно поэтому служба финансового уполномоченного начала работу именно с него. Споры по ОСАГО будут рассматриваться независимо от суммы требований: ограничение в полмиллиона для них не действует.
Порядок обращения к финансовому уполномоченному следующий. При несогласии страхователя по величине произведенной страховой компанией выплаты по договорам автострахования автовладелец сначала должен написать страховщику претензию.
Если со дня нарушения прошло не более 180 дней, заявление составлено по форме, утвержденной финансовым омбудсменом, и направлено в страховую компанию в электронном виде, страховщик обязан дать мотивированный ответ на него в течение 15 рабочих дней. Если претензия страхователя будет представлена в ином виде, на подготовку ответа страховой компании отводится 30 дней, уточняли в Российском союзе автостраховщиков.
Если ответ страховой компании не поступил в срок или не устроил гражданина, следующий шаг - обратиться к финансовому уполномоченному. Заявление и документы можно направить в электронном виде через личный кабинет на сайте https://finombudsman.ru/ либо по почте на адрес: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, дом 3. При возникновении затруднений помощь могут оказать специалисты колл-центра Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Телефон колл-центра: 8 (800) 200-00-10 (звонок по России бесплатный).
Финансовый омбудсмен рассмотрит обращение в течение 15 рабочих дней и решение направит как гражданину, так и в страховую компанию. При этом решение финансового уполномоченного обязательно для исполнения страховой компанией. Если гражданин не согласен с решением финансового уполномоченного, то он может обратиться в суд.
Воспользоваться новым порядком обращения сможет любой гражданин, имеющий претензию к страховой компании по ОСАГО, с момента возникновения оснований для которой прошло не более трех лет и по которой гражданин не обращался в суд. "Мы уверены, институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Уже сейчас благодаря натуральному возмещению их число снизилось почти в два раза - с почти 400 тысяч штук в 2017 году до примерно 200 тысяч в 2018-м", - сказал президент РСА Игорь Юргенс.
Автовладельцы за рассмотрение спора омбудсменом ничего не платят. Плата страховой компании будет зависеть от исхода рассматриваемого дела. Если уполномоченный примет решение в пользу автовладельца, страховщику придется заплатить 45 тысяч рублей. Если в удовлетворении требований потребителю будет отказано, ставка будет нулевой. Для посредников-автоюристов она составляет 15 тысяч рублей.
Ввели правила тюнинга авто
Еще одна важная новость для любителей вносить изменения в конструкцию автомобилей: 1 июня в России вступил в силу порядок тюнинга транспортных средств.
Теперь, устанавливая шноркель или силовые бамперы, переводя двигатель на газ, можно будет сделать все официально, избежав в будущем возможных претензий со стороны ГИБДД.
Порядок действий такой: автовладелец должен получить заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности тюнинга в специальной испытательной лаборатории (центре). Вместе с пакетом других документов заключение предоставляется в ГИБДД. Там выдают (или не выдают) разрешение на внесение изменений в конструкцию авто.
При положительном исходе дела автовладелец получает добро на модернизацию, устанавливает оборудование и снова возвращается в лабораторию. Там специалисты по факту оценят степень безопасности машины и выдадут протокол.
С ним владелец транспортного средства наносит повторный визит в ГИБДД, где машина также проходит проверку. Если претензий нет, владелец авто получает свидетельство о соответствии транспортного средства с уже проведенным тюнингом нормам безопасности.
После этого он должен в течение 10 дней зафиксировать изменения, произошедшие с авто, в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.
При этом нужно учитывать, что в тюнинге может быть отказано, если изменения предусматривают уничтожение идентификационного номера, изменение базы и массы, замену кузова, кабины или шасси частями, не предусмотренными маркой машины.