31.08.2019 08:50
Общество

"РГ" накормила сотни участников военно-музыкального фестиваля "Спасская башня"

"РГ" накормила сотни участников военно-музыкального фестиваля "Спасская башня"
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №191 (7949)
В жизни каждому выпадает счастливый случай. Я свой не упустил. Много лет подряд, посещая военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня", принюхивался: со стороны Васильевского спуска явственно шли ароматы какой-то вкуснятины. Знал, что Президентский полк разворачивает полевую кухню.
Читать на сайте RG.RU
Макароны по-кремлевски

Обратился по инстанции: готов работать за еду! Достучался до небес. И вот сообщение на мой телефон из Кремля: "Подполковник Сергей Володин ждет тебя: пойдешь поваром на полевую кухню".

Володин - начальник отделения продовольственного обеспечения Президентского полка. По-простому: начпрод.

Ирландец Дэвид Джонстон напоит шотландским виски Мирей Матье

Несусь в Кремль, меня ждут тонны гречки, макарон, картофеля и тушенки. Опускаю детали: медицина, гигиена, инструктажи - все, как положено. Это рутина. Главное: я - кремлевский повар!

Пора готовить пир на весь мир.

Фестиваль "Спасская башня ": день первый

Чистые руки, голодные глаза

Грузим продукты в кремлевском Арсенале на "Газель" и на два грузовика-тягача. Цепляем две армейские кухни КП-130.

Вода в котлы уже залита, а кашеварить будем на месте: в палаточном городке на Васильевском спуске. Здесь музыканты и артисты фестиваля готовятся к выступлениям. Отсюда же они и выходят на Красную площадь.

На фестивале "Спасская башня" прошли детские соревнования по конкуру

Ехать недалеко, но но зато какая дорога! По Кремлю. Перед Спасской башней притормаживаем. По древней традиции эту башню положено проходить так: все снимают шляпы, конные спешиваются. Отдаем дань традиции частично: спешиваем одного фотографа Сергея, у него шляпы отродясь не было. Пусть запечатлит момент для истории.

Пир на весь мир - это не фигура речи. На "Спасской башне" флаги со всех континентов. От США до Японии и от Чили до Норвегии. Изюминка представлены: обе части Корейского полуострова.

1,5 тыс. музыкантов завтракают в гостиницах, обедают и ужинают в ГУМе. Полевую армейскую кухню начинаем разворачивать в 15.00. Кормить будем не только музыкантов, но и сотни охранников, волонтеров, рабочих.

"Японцы в первый день сходили на ужин в ГУМ, потом заглянули к нам, - рассказывает начпрод Сергей Володин. - Сначала присматривались. Удивлялись гречневой каше. Гречневая лапша у них есть, а каши нет. Попробовали. Через переводчика вежливо попросили: а можно мы в ГУМ больше не пойдем, а ужинать будем здесь?".

Макароны по-кремлевски

...Мы между тем располагаемся. Еще даже готовить не начали, а появляется первый клиент. Зовут Оззи. Не совсем Осборн, но такой же лохматый. Оззи - полицейский пес, привел на поводке хозяйку: офицера полиции. Взгляд по-собачьи выразительный: жрать давай? Человеческим языком объясняю: рано еще, вода не вскипела, макароны и гречу в котлы не засыпали. Есть только тушенка. Приходи с хозяйкой через час.

- Без макарон! - рявкнул Оззи. - Тушенку давай! И быстрее, мы же на службе.

Ну, может, не совсем голосом. Просто всем видом показал.

Ладно, тушенку так тушенку. У нас "Говядина", высший сорт.

К Оззи уже спешит четвероногий друг. Или подруга. Тоже в полицейской портупее. Учуял обворожительный аромат говядины.

Ладно, для псов делаю исключение. Людей разгоняем: не время. Сказано через час - значит через час. Кстати, у самого ни макового зернышка в желудке. Так лучше работается.

И грянул пир

В Президентском полку половина поваров - девушки, но я в мужской компании. Кухни КП-130 тяжеловаты, каждая весит почти 1,8 тонны. Тут нужны сильные мужские руки. Отцепляем кухни от машин, стопорим "башмаками", выравниваем.

На "Спасской башне" удвоилось число талисманов

Сам процесс приготовления каши и макарон несложен. Все, как на обычной кухне, только готовим на огромную армию едоков. В каждой КП-130 три бака на 80 литров и один на 75.

Меньший бак имеет масленую "рубашку", благодаря чему достигается эффект мультиварки или, если угодно, русской печи. В нем можно "потомить" блюдо.

Также имеется духовка: в ней на противне пассеруют лук и морковь. Встроен бак на 36 литров воды. Он с подогревом: можно помыть руки и посуду.

Кухня работает так: в систему нагнетают воздух. Довести давление до двух атмосфер можно ручным насосом или автокомпрессором. Дизельное топливо из основного бака (он на 38 литров) подается на предварительно подогретую форсунку. Поджигается...

Вот вам и очаг.

Расход топлива умеренный: 10 литров солярки в час.

В боевой обстановке можно слить с ближайшего танка канистру соляры и дозаправить кухню. Не беда, если сломаются форсунки. Тогда в топку забрасывают дрова, и... Бойцы при любом раскладе без горячего питания не останутся. Война войной, а обед всегда в армии по распорядку.

Макароны по-кремлевски

Все, кушать подано, идите уже.

Очередь за едой выстроилась мгновенно. Аж от собора Василия Блаженного это метров так на 70. В едином строю все армии мира.

Подполковник Володин ставит меня на направлении главного удара: на раздачу макарон с тушенкой. Макароны самые популярные, только успеваю накладывать черпаком в тарелки.

- А можно порцию побольше?

- Конечно, хоть с горкой.

- А мне тушенку с картошкой? Где картошка?

Где картошка? Где-где... Честное слово, я срифмовал известную фразу про Караганду лишь мысленно. Вслух пожелал приятного аппетита. Русским же языком сказано: сегодня макароны и греча!

На ВДНХ прошло выступление участников фестиваля "Спасская башня"

Улучив момент, когда босс-начпрод отлучился, парни переводят меня, молодого, на раздачу гречки. На макароны становится повар-профи старший прапорщик Игорь Бедрин. В армии любят их за глаза называть "страшными прапорщиками". Но Игорь совсем не страшный. На вид суровый, но в душе добрый и обаятельный.

Я образую дуэт с рядовым: он мне под локоть подсовывает глубокую одноразовую тарелку, я одним движением черпака наполняю ее кашей. Ловко. Во всяком случае, мне кажется, что ловко. Со мной согласятся, пожалуй, не все. Периодически парни очищают стол от моей каши.

В перерыве знакомимся. Сергей Гудков, рядовой. Призван на срочную службу из Ульяновска. Мать учитель, отец рабочий. Как попал служить в Кремль? Да в военкомате предложили. Он водитель, служит в автороте. Осенью - домой. Как служба? Да нормально, самое сложное поначалу был распорядок дня. В 6.00 подъем, в 22.00 отбой. Нет желания остаться служить по контракту? Нет. Служба нормальная, но он же водитель, а Москва тяжелый город, постоянно в пробках. На престижной раздаче макарон Сергей Денисов. Вот он настоящий повар, можно сказать ветеран, участник "Кремлевской зори", это фестиваль - предшественник "Спасской башни". Отслужил в первой роте (полковая элита) срочную, вернулся домой в Волгоград. А затем... Опять в родной полк на контракт. И служит уже десятый год. Сначала жил в общежитии в Подмосковье. Сейчас купил квартиру по военной ипотеке.

На Красной площади засыпают конный манеж для фестиваля "Спасская башня"

Спрашиваю: "А дома что готовишь?" - "Борщ и ту же картошку с тушенкой. Вкусно. На праздник отбивные, еще утку могу запечь".

- Кулинарными секретами поделишься?

- А что это за кулинарный секрет, если о нем всем рассказать?

Резонно.

Ладно, некогда лясы точить - я ж на раздаче. Народ потихоньку распробовал и мою гречку. Три здоровенных бака вмиг разлетелись.

Путин назвал фестиваль "Спасская башня" украшением столицы

- А можно я возьму для своих товарищей?

- Можно.

- Это за деньги?

- Бесплатно.

Музыканты (которые играют на ударных) приходят со своими музыкальными тарелками. На них кашу и загружают. Виртуозы.

Ряд гостей из Юго-Восточной Азии просят сделать им микс: гречка + макароны + тушенка.

- Да любой каприз!

Не смейтесь, неглупый выбор. Макароны с тушенкой - сытно и вкусно, а гречка для пользы тела. Например, в Италии ее можно купить только в аптеке. Да и во всей Европе считают не едой, а лекарством. Содержащиеся в ней флавоноиды в сочетании с витамином С - сильный антиоксидант. Гречка улучшает состояние сердечно-сосудистой системы, снижает артериальное давление, выводит разную гадость из кишечника.

Но есть и клиенты-вредины.

- А картошка когда будет?..

В отличной форме

Белоснежные куртка, фартук и поварской колпак преображают не только внешне. Ощущаешь себя продовольственным магнатом.

Окружающим передается моя вальяжность: полицейские собаки заискивающе заглядывают в глаза, охрана пропускает без лишних вопросов. Еще бы! С поварами надо дружить. Иначе получишь из моих рук добавку, как же...

Выхожу на Красную площадь - со мной все фотографируются. И даже комендант Кремля Сергей Хлебников и главнокомандующий дирекцией фестиваля Сергей Смирнов. Проходящий мимо Сергей Собянин поощрил улыбкой.

Макароны по-кремлевски: надо сначала сфотографировать, иначе дома, в Китае, не поверят.

За спиной - Кремль. Впереди сотни голодных ртов: музыкантов, танцоров, волонтеров и охранников.

В среднем за каждый фестивальный день съедается 170 кг такой "Говядины тушеной" высшего сорта.

Тушенка полицейскому псу будет сниться долго. До следующего фестиваля.

Мировой рекорд: самое массовое исполнение Гимна Москвы участниками хора старшего поколения. На Красной площади в сводном хоре московских долголетов 872 участника: по числу лет Москве. Самому возрастному вокалисту - 89 лет. По подсчету корреспондента "РГ" на трибунах было до 7 тыс. зрителей. Слова гимна Исаака Дунаевского выводились на огромные экраны, подпевали практически все.

Фестиваль "Спасская башня"
Только в "РГ"

Когда ты весь в белом

От репортерской работы я не освобожден, а переодеваться некогда. Останавливаю у Спасской башни главу Кельтского оркестра волынок и барабанов Дэвида Джонстона. Прошу об интервью. Майор Джонстон вроде верит, что перед ним журналист. Но не совсем. То на меня посмотрит, то на мою визитку. А обращается: "My dear cook" (мой дорогой повар). В общем, трудно избавиться от впечатления, что у них, в Ирландии, повара не берут интервью.

На фестивале очень много военных. Какие мундиры вам больше нравятся - глазами военного человека?

Что привезла Беларусь на фестиваль военных оркестров "Спасская башня"

Дэвид Джонстон: Я человек традиционной военной закалки. Поэтому мне нравится традиционная униформа. Скажем так: без смешных шляп, прочих подобных элементов. Мне по душе форма российских коллективов, особенно Президентского оркестра. Очень эффектно ваши смотрятся в белоснежной форме.

Я обратил внимание: некоторые военные тут отдают воинское приветствие без головного убора. По-моему, это британская традиция?

Дэвид Джонстон: Salute without a hat? (Салют без головного убора?) Нет, это не британская воинская традиция. А мы отдаем честь вот так (Дэвид четко и лихо замирает в салюте. - Ред.).

Ну раз я в образе повара, то спрошу о пище для души. В Ирландии знают толк в крепких напитках?

Дэвид Джонстон: Как и в России.

В Москву прилетела Мирей Матье. Она, как и вы, талисман фестиваля. Мирей обязательно заглянет в свое любимое кафе "Пушкин", закажет блины и рюмку русской водки. Всегда так делает. Сама мне об этом рассказывала.

Дэвид Джонстон: Там у вас что, лучшая водка?

Думаю, ей просто нравится место.

Корреспондент "РГ" поработал поваром полевой кухни на "Спасской башне"

Дэвид Джонстон: Если Мирей прилетит в Ирландию, то я ее обязательно приглашу на стаканчик виски Lagavulin.

Это не ирландский виски!

Дэвид Джонстон: Шотландский. 16-летней выдержки, 43%, с ароматом торфа. (Дэвид причмокивает языком и заразительно хохочет.)

Рядом с нами проходит мэтр отечественной журналистики Владимир Снегирев. Обнимается с Дэвидом: они старые друзья. Дэвид Джонстон спрашивает: ты знаешь этого парня в поварском наряде? (показывает на меня). Снегирев подтверждает: да, парень точно не "кук", а журналист: "Мой коллега, мы из одной газеты".

После этого Дэвид, где бы меня ни встретил, обращался не иначе как My famous cook. То есть я по-прежнему остался пишущим "куком", но уже знаменитым.

В Москве представили двухметровый ретроприемник в виде Спасской башни

Да уж, карьерный рост налицо.

Кстати, Владимир Снегирев шел в гости к итальянцам, а затем к норвежцам. Несет друзьям в подарок яблоки из своего сада. Чтобы доказать: наши - самые сладкие.

Согласитесь, какой-то удивительный день: "РГ" решила буквально закормить фестиваль.

... Уже сдавая поварскую амуницию, вдруг вспомнил: я же сам ни ложки не съел из того, чем кормили сотни прославленных музыкантов и скромных рядовых трудяг фестиваля. Даже пробу другой повар снимал. А есть очень хочется, просто сил нет. Возвращаюсь к полевой кухне, прошу коллег дать тарелку... Но вот чего? Макарон или гречи? Гречи или макарон?!

Макароны хочу!

Знаете, а даже сам не ожидал, что это невероятно вкусно.

Фестиваль "Спасская башня"
Праздники Москва Столица