11.09.2019 11:23
Происшествия

В Крыму растет количество аварий с участием начинающих водителей

В Крыму растет количество аварий с участием начинающих водителей
Текст:  Ольга Котенева (Симферополь)
Российская газета - Неделя - Крым: №203 (7961)
С начала 2019-го на территории Крыма зарегистрировано 75 дорожно-транспортных происшествий из-за нарушений правил дорожного движения начинающими водителями. В результате этих аварий погибли 13 человек и еще 109 получили ранения. Почему лишь каждый четвертый ученик автошкол сдает экзамены в ГИБДД с первого раза, а качество обучения водителей оставляет желать лучшего, выясняла корреспондент "РГ".
/ Илья Изотов/ РГ
Читать на сайте RG.RU

То ли газ, то ли тормоз

Перекресток улиц Русской и Гавена в Симферополе - это место, где особенно не разгонишься: пешеходный переход, "лежачий полицейский", вечная пробка, так что скорость в час пик не превышает 20-30 километров в час. Для студента столичного колледжа пробка оказалась не проблемой, и на полном ходу он вылетел со второстепенной дороги на главную, буквально протаранив двигавшийся по ней автомобиль. Как выяснилось потом, месяц назад получивший водительское удостоверение студент банально перепутал педали "газ" и "тормоз". Результат - две разбитые машины, у виновника ДТП штраф в 500 рублей, а пострадавшему пришлось почти три месяца дожидаться, пока транспортное средство отремонтируют.

Почему в Крыму борьба с незаконными перевозчиками уничтожает легальный бизнес

И это еще повезло, что полис ОСАГО у начинающего водителя был настоящий, а не "нарисованный". Если верить аварийным комиссарам, количество которых в Крыму в последнее время растет прямо пропорционально статистике ДТП, многие водители сейчас не брезгуют с помощью компьютера подредактировать данные в старом полисе ОСАГО, ведь на дороге его подлинность никто не проверяет. В этом случае повреждения приходится устранять за свой счет. А количество аварий только в столице республики за день порой достигает нескольких десятков. Так что СТО без преувеличения завалены работой.

Недоучки

В отделе ГИБДД УМВД России по Симферополю говорят, что начинающие водители в Крыму очень часто переоценивают свои навыки вождения и становятся участниками ДТП: чаще всего из-за неправильного выбора дистанции, выезда на полосу встречного движения, несоблюдения очередности проезда, несоответствия скорости движения конкретным условиям. Из зарегистрированных ДТП с участием новичков большинство допущено в вечернее и ночное время, а это свидетельствует об отсутствии у них навыков управления транспортным средством в темное время суток.

Крымский автолюбитель создал музей ретромашин из запчастей

- Остается актуальным вопрос качества подготовки кандидатов в водители, - отмечает пресс-служба ведомства. - За семь месяцев текущего года, согласно проведенному анализу, в экзаменационные подразделения республики для сдачи экзаменов на получение прав или открытия новой категории впервые обратились после обучения 12,1 тысячи человек. Только 27,8 процента получают положительные оценки с первой сдачи.

То есть меньше трети выпускников автошкол, отучившись, в состоянии сдать экзамены. Плохо учат или плохо учатся? Задаем вопрос президенту Ассоциации автошкол Крыма Александру Хорошему. Все зависит от автошколы - отвечает он.

Нездоровая конкуренция

Сейчас в Крыму, по информации ГИБДД, около 100 автошкол. Это и крымские, и пришедшие с материка. Материально-техническая база тоже отличается, хотя ни одна не получит разрешение на образовательную деятельность, если учебные аудитории, автодром и автопарк не отвечают требованиям ГИБДД. У некоторых автошкол свои автодромы (кстати, в последнее время на полуострове реализован даже один инвестиционный проект современного автодрома для обучения начинающих водителей) и учебные помещения, другие их арендуют.

Почему водителям не нужно враждебно относиться к нестационарным камерам

- За последние пять лет количество автошкол в Крыму значительно выросло, - рассказывает Александр Хороший. - Если в 2014 году в Симферополе было 13-15, то теперь их около 40. На рынке жесточайшая конкуренция, и для того, чтобы выжить, нужно привлекать клиентов. Одни автошколы берут качеством подготовки, другие - демпингом цен.

Далеко не у всех желающих получить водительское удостоверение есть необходимые суммы. Многие идут туда, где дешевле. А то, что дешево, как известно, не всегда качественно. Отсюда и низкий уровень подготовки начинающих водителей.

- Чудес не бывает, если предлагаемая стоимость обучения низкая, ученик недополучит знаний, или автошкола максимально "оптимизирует" свои затраты: уйдет от уплаты налогов, не оформит в штат сотрудников, откроет учебные классы без получения заключения ГИБДД, предложит дистанционное обучение теоретическим дисциплинам без участия преподавателя (просмотр видеороликов) и т. д.

Как родстер "Крым" планирует перевернуть российскую автоиндустрию

По расчетам Межрегиональной ассоциации автошкол России (Москва), стоимость обучения водителя на категорию "В" при учете соблюдения всех требований действующего законодательства, учитывая нынешние цены на горюче-смазочные материалы, не может быть меньше 30 тысяч рублей. Но некоторые автошколы предлагают свои услуги от 20 тысяч.

В результате не только в Крыму, но и в других регионах России, среди учеников автошкол четко выделяются две категории: одни хотят получить знания и навыки, другие - свидетельство об окончании автошколы. Естественно эта ситуация влияет на статистику ДТП. Хотя в последнее время ГИБДД уделяет качеству подготовки в автошколах более пристальное внимание. Кроме того, в январе 2018 года Правительство РФ приняло "Концепцию безопасности дорожного движения в РФ", в ней уделяется большое значение качеству подготовки водителей.

- На мой взгляд, количество автошкол в Крыму сейчас неоправданно большое, и добросовестным достаточно трудно выжить на этом рынке, - продолжает Александр Хороший. - Поэтому, я считаю, что сама жизнь заставит перейти от количества к качеству.

Авто до дачи

Впрочем, ситуации бывают разные, и не всегда все зависит от автошколы. Есть люди, ответственно подходящие к обучению, но им, к сожалению, просто не дано быть автомобилистами. Инструкторы по вождению таких учеников определяют с первых занятий, но, тем не менее, передают им знания.

Летний трафик по Крымскому мосту увеличился на 8,5 процента

- Как поведет себя такой человек на дороге после получения водительского удостоверения - не известно, это "группа риска", - говорит Александр Хороший. - Растет число желающих управлять автомобилем среди женщин. И возраст не помеха. У нас была ученица, которой исполнилось 67 лет.

Жительница Симферополя Елена Ивановна тоже пошла учиться вождению, когда ей перевалило за 60. Она призналась, что раньше ее возил муж, а после его смерти решила взять руль в свои руки.

- У меня дача по дороге на Николаевку, всего километров в 15 от Симферополя, - рассказывает она. - Но на общественном транспорте ездить некомфортно: много людей, да и с вещами неудобно. Поэтому я решила попробовать получить водительское удостоверение. Учиться было сложно. Я не с первого раза сдала вождение по городу, но не расстроилась, понимала, что на трассе легче. Нервов, конечно, много ушло, но я с этим справилась.

Комментарий

Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков:

- Начинающие - самая аварийная категория водителей. Это обстоятельство отражается в коэффициенте "возраст-стаж" ОСАГО. С 9 января 2019 года Центральный банк реформировал этот коэффициент, и теперь, например, для водителя до 21 года со стажем вождения до трех лет действует повышающий коэффициент 1,87. Для тех, кому меньше 24 лет и стаж вождения меньше трех лет - 1,77.

ДТП Республика Крым Крым