18.09.2019 09:03
В мире

Зачем южнокорейский президент летит в Нью-Йорк

Текст:  Олег Кирьянов (Сеул)
Через несколько дней президент Республики Корея Мун Чжэ Ин отправится в Нью-Йорк, где примет участие в заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Однако главной причиной его поездки является встреча с президентом США Дональдом Трампом, которая должна состояться на полях международного форума. Мун намерен сделать все возможное, чтобы помочь возобновлению американо-северокорейского диалога, вернув при этом Сеулу статус посредника в контактах между Вашингтоном и Пхеньяном. Задача не из легких, но у лидера Южной Кореи нет иного выбора, тем более что ситуация в этой сфере стала в последнее время меняться в положительную для Сеула сторону.
/ Михаил Метцель/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Еще пару недель назад Мун Чжэ Ин, если верить источникам из его окружения, не собирался ехать в Нью-Йорк, а планировал отправить туда премьер-министра Ли Нак Ёна или главу внешнеполитического ведомства Кан Гён Хва. Любой из этих высокопоставленных чиновников прекрасно справился бы с задачей зачитать с трибуны ООН заранее подготовленную речь с декларацией основных целей внешней политики РК. Встречаться, как казалось тогда, с Трампом Муну тоже особой нужды не было, так как они виделись меньше трех месяцев назад в Сеуле.

Трамп сообщил о достижении с Японией первоначального соглашения о пошлинах

Кроме того, Мун Чжэ Ину явно не хотелось выслушивать нотации Вашингтона, который стал бы отчитывать Сеул за решение не продлевать действие договора с Японией об обмене с РК военной информацией. По мнению США, этот шаг Сеула сильно подорвал усилия США в АТР по созданию там трехстороннего военного альянса Вашингтон-Токио-Сеул. Кроме того, у Муна хватало дел и у себя в стране, где его жестко критикуют за проблемы в экономике, а во внутренней политике не утихает скандал после назначения нового министра юстиции. Однако Мун решил все же лично отправиться в Нью-Йорк и сам настоял на саммите с Трампом.

Этому решению способствовал ряд событий, которые возродили надежду Муна вернуть Южной Корее былую активную роль в диалоге США-КНДР, что крайне важно для президента РК, сделавшего свою главную внешнеполитическую ставку на это направление.

Во-первых, несколько дней назад президент США Дональд Трамп уволил своего помощника по внешней политике и безопасности Джона Болтона, который, по единодушному признанию многих, своей "ястребиной" позицией мешал развитию диалога Вашингтона и Пхеньяна.

Во-вторых, Северная Корея, которая до этого жестко критиковала неуступчивость США, сменила тон. Замминистра иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи, которую иностранные СМИ окрестили "железной леди Страны чучхе", заявила, что Северная Корея в конце сентября "готовы провести всеобъемлющие переговоры" с Вашингтоном.

В-третьих, по сообщению южнокорейских СМИ, Ким Чен Ын якобы передал на имя Трампа личное письмо, в котором пригласил американского президента приехать в Пхеньян для личной встречи и очередного саммита.

Северная Корея призвала Японию компенсировать военные преступления

Все это пришлось как нельзя кстати для Мун Чжэ Ина, который увидел шанс вернуть Сеулу статус активного участника ситуации на Корейском полуострове. В последние месяцы КНДР неоднократно и подчас в весьма жестких выражениях указывала Югу, что Пхеньян не нуждается в посредниках. Сеул также обвинили в том, что он любит лишь разглагольствовать о "необходимости укрепления межкорейского взаимопонимания и сотрудничества", а на деле ничего не делает.

В итоге Мун Чжэ Ин 22 сентября летит в Нью-Йорк, где речь на заседании Генассамблеи ООН выглядит теперь лишь формальным поводом, а главным событием станут его переговоры с Дональдом Трампом. Ожидается, Мун будет убеждать президента США смягчить позицию в отношении КНДР и поискать возможность для компромисса с Пхеньяном, а РК, в свою очередь, пообещает довести это до северян и подтолкнуть их к уступкам.

Прогресс в американо-северокорейском диалоге и смягчение санкций США (если до этого дело все же дойдёт) развяжут руки Сеулу, который, как верно подметил Пхеньян, пока лишь говорит о сближении двух Корей, но не торопится развивать экономическое сотрудничество с КНДР из-за запрета со стороны США. Для Мун Чжэ Ина в личном плане это также хороший шанс "утихомирить" критиков внутри страны, которые утверждают, что его примирение с КНДР Сеулу ничего не принесло. Да и Север по-прежнему не считает Юг за страну, с которой стоит обсуждать ситуацию в сфере безопасности на Корейском полуострове.

Трамп не исключил встречу с президентом Ирана на Генассамблее ООН

Ради реализации этих перспектив Мун Чжэ Ин готов выслушать от Трампа много нелицеприятного за продолжающееся между Сеулом и Токио противостояние. Не исключено, что Трамп также настоит на том, чтобы свести Мун Чжэ Ина с Синдзо Абэ, устроив в Нью-Йорке трехсторонний саммит. В окружении Муна дали понять, что попытаются минимизировать обсуждение неприятной японской темы и сконцентрироваться на северокорейском направлении.

В общем, перед Мун Чжэ Ином стоят непростые задачи. Президент Республики Корея настроен решительно, а потому сейчас в его администрации, МИД, министерстве объединения и прочих ведомствах идет бурная работа и "мозговой штурм", чтобы придумать "формулу успеха" для поездки Муна в Нью-Йорк. С учетом приближающихся в США новых президентских выборов вполне может быть, что это последняя реальная возможность при Трампе добиться прорыва на направлении американо-северокорейского диалога на высшем уровне.

Южная Корея