Оборудование практически на всех крупных АЗС сегодня контролируют компьютеры, программное обеспечение которых можно взломать и перепрошить. Мошенники приглашают "айтишников", которые устанавливают дублирующую систему, при которой электроника перепрограммируется на недолив. "Вирусы" при этом могут внедряться как в программное обеспечение колонок, так и в системы суммарных счетчиков, технологических проливов и контрольно-кассового учета.
В случае чрезвычайной ситуации, например, намечающегося скандала с клиентом, программное обеспечение оперативно переключается работником с помощью пульта, похожего на автомобильный ключ-транспондер. В итоге, как правило, при заправке машины на 1000 рублей бак машины пополнится на 900 рублей. Ставка делается на то, что для клиента недолив в один-два литра, как правило, незаметен. Что делать при обнаружении программного воровства?
Если у вас появилось подозрение, что вас обманули, можете затребовать у руководства АЗС контрольную пробу. Эта процедура осуществляется в присутствии двух свидетелей. Вам обязаны предоставить мерную емкость, проще говоря - мерник. Администратор должен в присутствии водителя и двух свидетелей взять контрольную пробу.
На крупных АЗС, как правило, задействован штат заправщиков. Нечистые на руку сервисные работники выработали целый ряд простых и эффективных схем незаконного отбора топлива во время заправки автомобиля. Наиболее часто в отсутствии посетителей заправщик может слить пару-тройку литров топлива в специально заготовленную тару, пока клиент оплачивает покупку или отдыхает в здании заправки.
Как вариант, сервисный работник может прекратить заправку, когда в колонке или шланге остается еще литр топлива. После того как клиент уезжает, шланг "выдаивается" в заранее приготовленную канистру. Что делать при обнаружении недолива заправщиком? Буквально берите мошенника за руку, не дав ему замести следы, и вызывайте администрацию бензоколонки. При обнаружении обмана вам компенсируют или дольют недостающее топливо. Жулика же накажут, вероятнее всего, увольнением.
При заправке вам достаточно легко могут залить 92 бензин вместо 95-го, 95-ый вместо 98-го или летнюю солярку вместо зимней (в последнем случае используется присадка, соответственно, топливо дороже). Цель очевидна - выгадать на разнице в цене топлива. Вариантов же подмены топлива немало, и практически все они очевидны. Чаще всего меняются таблички (пистолетов, наклеек).
Случается и сговор с водителем бензовоза: к примеру, 95-ый бензин сливается в емкость для бензина 95+ или 98. Как правило, такое мошенничество практикуется руководством небольших частных АЗС. При малейших проблемах с клиентом или, наоборот, при необходимости залить нормальное топливо своим людям нужные наклейки возвращаются на место. Или же на оборудование, задействованное в мошенничестве, вешается табличка "Не работает". Что делать, если автомобиль пострадал из-за заправки "неправильным" топливом по вине заправщика? Нужно написать заявление на имя руководителя АЗС. К нему нужно приложить чек на покупку топлива и акт независимой экспертизы.
Качество бензина и солярки сегодня регулируется техрегламентом Таможенного союза. В этом документе четко определено, каких фракций в горючем быть не должно. Это прежде всего металлосодержащие присадки на основе железа, марганца и свинца, а также присадки на основе метанола. Тем не менее, эти и многие другие элементы на ряде АЗС, как правило, базирующихся на периферии, используют для повышения октанового числа топлива.
К примеру, добавление раствора тетраэтилсвинца (ТЭС) позволяет увеличить октановое число на 5-10 единиц. Так, известны многочисленные случаи, когда этилированный бензин АИ-98 получали добавлением ТЭС к бензину АИ-92. Более того, достаточно часто (опять-таки на региональных несетевых АЗС) бензин разбавляют обычной водой. К слову, чтобы обнаружить последствия работы таких "химиков", можно воспользоваться марганцовкой.
В чистом бензине она не растворяется и цвет топлива не меняется. В топливе же, разведенном водой, появляется характерный фиолетовый оттенок. Чтобы протестировать бензин на обилие вредных присадок, воспользуйтесь листом белой бумаги. Капните на него бензин, и ждите, когда топливо испарится. Если бумага после таких манипуляций осталась белоснежной, это знак того, что с топливом не "химичили".
Увы, весьма распространена и следующая жульническая схема. Если вы платите за топливо наличными, кассир в ряде случаев может сказать вам, что в кассе не набирается сдачи (одно из объяснений - только что сдали деньги инкассаторам). Как следствие, клиенту предлагают залить на недостающие деньги еще некоторое количество топлива. Когда согласившийся покупатель походит к машине, оказывается, что заправщик уже закончил работу. Понять, долил он бензин или солярку, в данном случае непростая задача.
Как вы догадались, в ряде случаев, сервисный служащий, находящийся в сговоре с кассиром, и не думает осуществлять долив или, как вариант, имитирует факт дозаправки. Еще один типичный вариант мошенничества - отказ клиенту в использовании дисконтной карты.
Покупателю, который платит наличными, говорят, что карта не читается или произошел сбой в системе. Как правило, владелец не скандалит и оплачивает заправку без скидок. Между тем, у персонала АЗС имеются собственные скидочные карты. Их вручают сотрудникам при приеме на работу. В конце дня кассир вставляет в считывающее устройство свою карту, касса суммирует все скидки за операционный день и корректирует сумму. Остаток поступает в карман мошенников.
Если у вас появилось подозрение, что вас обманули, вы можете затребовать у руководства АЗС контрольную пробу. Эта процедура осуществляется в присутствии двух свидетелей. Просим руководство АЗС представить мерную емкость, проще говоря - мерник. Затем администратор должен в присутствии водителя и двух свидетелей взять контрольную пробу в мерную емкость. Мерник должны выносить по первому требованию клиента.