Загляни в почтовый ящик - там задание на дом
В Оренбургской области есть села, где до сих пор нет доступа в интернет, а кое-где - и мобильной связи. Здесь живут четыре процента жителей региона. Однако даже в таких экстремальных условиях педагоги умудрились организовать учебный процесс - с помощью стационарного телефона и… обычной почты.
"Учитель общается с детьми по проводному телефону. Если же и такой возможности нет, педагоги готовят для ребят домашние задания на бумаге, а потом разносят по почтовым ящикам, - рассказала начальник управления образования Новосергиевского района Наталья Стародубцева. - Еще один вариант - так называемые дежурные столы в школах. Они устанавливаются при входе, учителя оставляют там задания для учеников. Родители забирают их, а потом приносят выполненные работы".
Настоящим спасением для школяров из маленьких деревень, куда еще не дошли интернет-технологии, стали телеуроки, запущенные на канале ОРТ "Планета".
В министерстве образования области пояснили, что не планируют завершать учебный год досрочно: школам советуют активнее переходить на онлайн-режим. "Мы порекомендуем в первой четверти нового учебного года отвести больше времени на повторение и закрытие пробелов в знаниях, полученных ребятами", - пояснила замминистра образования Оренбуржья Нина Гордеева.
Одна удаленка - четыре варианта
В Алтайском крае тоже не будут сокращать учебный год из-за пандемии.
С 13 апреля более 275,5 тысячи школьников в регионе переводят на дистанционное обучение. Правда, не у всех алтайских ребятишек есть возможность подключиться к обучающим онлайн-площадкам и получать задания по интернету.
Как же теперь будут учиться дети в отдаленных селах? Например, в Большой Тихой, о которой много писала "Российская газета".
"Дистанционное - это не обязательно онлайн-обучение, - пояснил министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко. - В период пандемии важно, чтобы дети не контактировали с другими людьми вне семьи. Поэтому для обучения подойдут любые формы, которые минимизируют эти контакты. Это может быть и самостоятельная работа с учебниками и тетрадями, которую потом проверяют учителя".
Опрос семей и школ в Алтайском крае показал, что не все технически готовы к удаленному обучению. В небольших селах нет интернета, а в некоторых семьях - простейших гаджетов. Поэтому в региональном минобрнауки разработали четыре основных формы обучения, так что даже в одной школе и в одном классе дети будут учиться по-разному.
Первый вариант - полный онлайн, когда в семье есть гаджеты, интернет, а учителя и ученики умеют работать на федеральных и региональных онлайн-платформах.
Второй вариант - есть все, кроме гаджета у ребенка. Тогда школа может передать на время компьютеры или ноутбуки в семьи или организовать работу в малых группах в компьютерных классах, соблюдая санитарные нормы.
Третий вариант - есть гаджеты, но нет интернета: задания будут передавать с помощью флешек и дисков.
И четвертый, когда нет ничего. В этом случае детям передают задания на бумажных носителях, а потом собирают тетради для проверки. Можем также посоветовать присмотреться к опыту Оренбургской области.
"Мы постараемся использовать все возможные ресурсы - от электронного журнала в "Сетевом городе" до соцсетей и уроков на региональном канале телевидения, - пообещал Максим Костенко. - Учителя будут вести свои блоги в соцсетях. В отдаленных селах можно проводить и очное консультирование в школах, конечно, с соблюдением всех санитарных норм".
Корреспонденты "РГ" выяснили, как переходят на дистант дети из села Большая Тихая в Солонешенском районе. Напомним, что начальная школа здесь с сентября прошлого года не работает - нет педагога. Поэтому "Российская газета" подключалась к поиску учителя для Тихой. До карантина тихинских ребятишек возили в соседнее село Карпово, где они учились в средней школе и неделю жили кто в интернате, кто у родственников, а на выходные возвращались домой. Теперь местные школьники тоже должны перейти на дистант, но в Большой Тихой нет ни интернета, ни мобильной связи, да и стационарные телефоны есть не у многих.
"Раз в неделю в село будет приезжать учитель из Карповской школы и давать задания на неделю, - рассказала корреспонденту "РГ" и.о. председателя комитета по образованию Солонешенского района Ольга Головина. - А в следующий свой приезд - забирать на проверку тетради и консультировать ребят по пройденным самостоятельно темам".
Отдаленные села Карпово и Большая Тихая не вошли в число населенных пунктов Алтайского края, где введена самоизоляция. Поэтому учителя могут общаться с учениками, соблюдая принцип разобщенности. "Педагог будет консультировать детей по очереди, соблюдая дистанцию. А ребенку-инвалиду, который и до этого находился на домашнем обучении, задания и консультации будут передавать по стационарному телефону - благо он есть в семье. А потом родители передадут тетради на проверку", - пояснила Ольга Головина.
Все материалы сюжета "COVID-19. Мы справимся!" читайте здесь.