17.07.2020 12:41
Культура

Стали известны планы театра "Санктъ-Петербургъ Опера" на новый сезон

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Театр "Санктъ-Петербургъ Опера" планирует открыть новый, 34-й сезон в сентябре. Но уже идут репетиции. И провели пресс-конференцию, которая проходила "вживую", а не в привычном сегодня онлайн-режиме, журналисты сидели в масках, соблюдали социальную дистанцию.
/ Сергей Николаев/РГ
Читать на сайте RG.RU
Пресс-конференция, посвященная планам на новый сезон театра "Санктъ-Петербургъ Опера"

Чем коллектив занимался во время пандемии и какие планы намечены на сезон - об этом рассказал художественный руководитель театра, народный артист России Юрий Александров.

Онлайн-контакт с публикой

- За 45 лет своей творческой жизни я не испытывал таких ощущений, как сегодня. Не было никогда и такого открытия сезона, - отметил Юрий Александров. - Изоляция дала много тем для раздумий. Как никогда, стало ясно, что артисты - как и без воздуха - не могут существовать без публики, и наша вечная усталость во время сезона, гастролей, это ничто по сравнению с отдыхом, когда ты не можешь реализовать свои творческие идеи, тот посыл, который тебе дал господь и ради которого ты живешь. Нам было очень важно понять, что и город без нас задыхается, люди хотят вернуться в священную воду искусства, видеть и слышать нас…

В Петербурге пройдет джазовый уикенд "Бродский DRIVE"

Коронавирус застал нас на взлете, подстрелил как птицу - у нас были триумфальные гастроли в Греции, Риге, Казахстане, Баку, Москве. Остановить коллектив просто, запустить в работу - тяжело. Три месяца мы молчали… Важно, с каким сердцем мы выйдем из этой ситуации.

В апреле театр, как и многие другие труппы, перешел в онлайн-формат, представив зрителям записи своих лучших спектаклей, а также образовательные проекты "Опера и оперетта. Как рождается спектакль" и "Волшебной арфы звук хрустальный". И стал участником проектов "Всероссийский онлайн-марафон "#75 слов Победы" и "Вместе увидеть музыку" и других.

"Электра" Рихарда Штрауса

Театр приступил к новой работе - постановке оперы "Электра" немецкого композитора Рихарда Штрауса.

По словам режиссера, сочинение уникальное, его редко ставят, а на сцене руководимого им театра не был представлен экспрессионизм. "Для нас это абсолютно новая история. Мы должны овладеть стилем речитатива - музыкального, осмысленного. Конечно, будем петь на языке оригинала, но будет и бегущая строка с переводом - слово в этом спектакле очень важно".

Как отметил дирижер Владимир Рылов, автор музыкальной редакции спектакля:

- Это невероятно дерзкий замысел (как всегда у Александрова), неожиданный, парадоксальный - поставить в Петербурге "Электру", после Мейерхольда! (Выдающийся режиссер осуществил постановку в Мариинском театре в 1913 году. - "РГ"). Для меня это колоссальная возможность укрепить связь времен. Весь цивилизованный мир был воспитан на древнегреческой мифологии. Невероятную робость испытываю. Оркестр у Штрауса рассчитан на 120 музыкантов, в нашем театре это невозможно осуществить, но надеемся, что эта партитура будет хорошо звучать в новой редакции.

Премьера музыкальной трагедии запланирована на ноябрь. Постановка будет осуществлена за счет предоставления гранта от Министерства культуры РФ.

"Русская тетрадь" Гаврилина

Театр взялся еще за одну работу - вокальный цикл "Русская тетрадь" Валерия Гаврилина. Существует он 65 лет, написан 26-летним ленинградским композитором, к нему обращались разные поколения музыкантов, а теперь продолжит свою жизнь на сцене "Санктъ-Петербургъ Оперы".

По оценке дирижера Владимира Рылова, "это великое сочинение, не так часто звучащее, к сожалению. Сейчас оно приобретет черты музыкальной оратории, театрального действа - мы создали редакцию, где будут звучать не только меццо-сопрано и фортепиано, но и оркестр, хор, ведущие солисты".

БДТ стал лауреатом Высшей театральной премии Петербурга "Золотой софит"

Вдова композитора Валерия Гаврилина Наталия Евгеньевна Гаврилина рассказала, как создавался цикл из восьми песен, чем он был для автора. Это поэма о любви и смерти, песни-воспоминания на народные тексты, собранные в нескольких фольклорных экспедициях, в которых, кстати, участвовал, сам композитор. Он признавался: "В "Русской тетради" я нашел себя как композитор со своей темой и понял самое главное для себя: как нужно писать музыку... А также понял: нужно писать музыку не о том, что видел или слышал, а о том, что стоит за тем, что ты видишь или что ты слышишь. Тогда получится музыка, получится сочинение".

- Валерию Александровичу не раз поступали предложения оркестровать "Русскую тетрадь", он не был против, но как-то все не складывалось, - добавила Гаврилина.

"Черевички" Чайковского

Опера "Черевички" Чайковского была поставлена Юрием Александровым в "Teatro Lirico di Cagliari", в Ла Скала (Италия), и на протяжении многих лет с восторгом принимается итальянской публикой. Родилась идея - привезти спектакль в Петербург, правда, не с итальянскими артистами, а с нашими, ведь здесь практически не слышали комико-фантастическую оперу, основанную на украинском национальном колорите, востребованном при Императорском Дворе Романовых (премьера состоялась в Мариинском театре в 1906 году, уже после смерти композитора, а позже там же была в концертном исполнении).

Спектакль грандиозный, на сцене "Санктъ-Петербургъ Оперы" его не показать, поэтому он будет представлен на сцене Концертно-спортивного комплекса на Приморском проспекте, где, к слову, хорошая акустика. Такой сюрприз, где будет много чудес, Александров планирует сделать детям в декабре, как подарок к Новому году.

Гастроли

Театр надеется, что во второй половине года состоятся запланированные ранее гастроли. В Сербии, Венгрии, Эстонии все билеты были проданы еще весной.

Театр-фестиваль "Балтийский дом" озвучил планы на будущий сезон

- Инициатором этих гастролей были не мы, а театры, в которых мы уже выступали. Результат гастролей важен не по количеству аплодисментов (вежливые люди всегда хлопают), а по тому, как после спектаклей к вам подходят и спрашивают: "Когда вы еще приедете?" Наша публика ждет нас, - подчеркнул Юрий Александров.

Ждут петербургский театр и в Черногории, Казахстане, Финляндии, других странах, а также в Москве. Если все сложится, как задумано, то свою премьеру - оперу "Электра" - представят в 2021 году в столице на фестивале "Видеть музыку".

Красная гостиная

Долгое время театр мечтал о Камерном зале, где можно будет музицировать, высказываться музыкантам. И вот журналистам представили отреставрированную Музыкальную гостиную - уникальную Красную гостиную особняка барона фон Дервиза, выполненную в стиле итальянского ренессанса, там и проходила пресс-конференция.

Петербургский музыкант совершил пеший поход с арфой сквозь Швейцарию

- Это было абсолютно убитое помещение, семь лет мы приводили его в порядок, - рассказал Юрий Александров. - Все было гнилое, падало, надо было воскресить перекрытия, полы, стекла, лепной декор… Уникальный пол - здесь больше 20 редких пород дерева. Стоимость ремонта - больше 100 миллионов рублей.

Акустика тут великолепная, в чем убедились присутствующие, ставшие первыми слушателями: артисты театра исполнили несколько произведений Штрауса, Гаврилина, Россини, Дебюсси.

На сцене появится роскошный новый рояль, подарок городского комитета по культуре.

Новая арфа

Еще один сюрприз - презентация новой арфы. Елизавета Александрова, лауреат международных конкурсов, ведущий концертмейстер группы арф, представила уникальный инструмент, принадлежавший известной исполнительнице Вере Дуловой. Это одна из первых арф, изготовленных в СССР. По заказу партии в 1938 году два советских мастера Каплюк и Майков создали восемь арф, которые обязаны были превзойти все существовавшие на тот момент западные. В 1948 году при открытии фабрики по производству имени Луначарского в Ленинграде они были технически доработаны и представлены как первая серия советских инструментов. Технология их изготовления никогда не существовала раньше и не повторялась впоследствии из-за своей трудоемкости. Семь из восьми арф считались утерянными (одна находится в Израиле). Арфа, которая теперь стала собственностью театра, была случайно обнаружена в Москве, когда родственники одной из первых учениц Дуловой вступили в наследство. Инструменту понадобилась реставрация, которая длилась почти год.

Классика Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад