23.08.2020 14:53
Авто

Как закрытие автосалонов скажется на доступности машин

Текст:  Александр Чупров
Прошедший "коронакризис" вызвал массовое закрытие дилерских центров, что очевидно приведет к некоторому неудобству для автовладельцев, особенно в небольших городах. В то же время среди оставшихся автосалонов ослабления конкуренции не предвидится, а значит, возвращения к накручиванию дополнительных услуг и отказа от дилерских скидок опасаться не стоит.
/ Михаил Воскресенский/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU
Эпидемия продолжается

Российский авторитейл захлестнула волна банкротств дилерских центров после вынужденного простоя из-за эпидемии коронавируса. Впрочем, кризисные явления на авторынке появились еще в прошлом году, когда спрос на новые машины стал постепенно снижаться, а в начале 2020-го ситуацию усугубили очередное повышение утилизационного сбора и мартовский обвал рубля.

Водители назвали самые удобные авто и самые бесполезные опции

Последовавшие за этим апрель и май стали, пожалуй, худшими месяцами для российского авторитейла: из-за закрытия дилерских центров на карантин продажи новых машин рухнули более чем на 70% и 50% соответственно. Со снятием ограничений на работу автосалонов спрос естественным образом начал восстанавливаться, что в июле даже вылилось в рост авторынка. Однако до этого времени дожили далеко не все дилеры.

Так, за первое полугодие 2020-го число дилерских предприятий в России сократилось на 218 единиц и составило 3152 центра, гласят данные агентства "Автостат". Таким образом, в отчетный период в стране закрылось почти в 3 раза больше автосалонов, чем за весь прошлый год (80 штук).

"В апреле-мае во многих регионах был введен карантин, который фактически парализовал работу дилерских центров. Это стало своеобразным стресс-тестом для экономики дилерских предприятий, и компании, у которых не было запаса прочности, находились в очень тяжелой ситуации. Хотя сейчас карантин снят, и продажи восстановились, говорить, что кризис преодолен, нельзя. Количество дилерских центров продолжит сокращаться", - комментирует директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников.

В свою очередь, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Захаров отмечает, что после снятия режима самоизоляции на авторынке наступил отложенный спрос, однако дилеры столкнулись с новым вызовом - отсутствием автомобилей к реализации на своих складах. Заводы простаивали во время карантина и повторно приостановили свои конвейеры на плановые летние каникулы. В результате на сегодняшний день в дилерских сетях сложился острый дефицит автомобилей, поэтому некоторые игроки рынка просто вынуждены закрыть свои дилерские предприятия.

"Китайцы" раскидывают сети

Что касается марочной структуры дилерских сетей, больше всего автосалонов в нашей стране имеет АвтоВАЗ, сумевший в этом году сохранить их в полном составе. Вместе с тем полностью произошел процесс интеграции бренда Chevrolet Niva в дилерскую сеть Lada (-122 дилерских центра).

Август начался с повышения цен на автомобили 15 брендов

Кроме того, новый официальный дистрибьютор UzAuto в России компания "Келес Рус" формирует дилерскую сеть в соответствии с текущими стандартами и требованиями бренда Chevrolet. На сегодняшний день на дилерство Chevrolet массового сегмента претендуют несколько десятков дилерских предприятий-кандидатов, которые расположены в крупных городах на территории России, с целью ее равномерного охвата. В сеть могут войти и часть существующих дилеров Ravon с учетом их географического расположения и степени соответствия стандартам бренда, говорится в исследовании "Автостата".

Среди тех производителей, которые в январе-июне 2020 года нарастили свои дилерские сети, особенно выделяются китайские. Например, у Сhangan прибавилось 26 дилеров (при этом закрылось 9), у FAW открылось 12 (закрылось 3). Отметился открытием 9 новых центров и самый популярный сегодня китайский бренд Haval. Также добавили к своим уже открытым автосалонам еще несколько JAC, Chery и Geely.

А вот из марок, чьи дилерские сети сократились наиболее заметно, стоит отметить Lifan - у этого китайского автопроизводителя стало на 13 центров меньше. Кроме того, с российского рынка ушел бренд Hawtai, закрывший 38 своих автосалонов.

В США рыба упала с неба и устроила ДТП

По словам Владимира Мирошникова, у многих китайских автопроизводителей сравнительно низкие требования к инвестициям в открытие нового дилерского центра. В то же время в связи с уходом некоторых брендов из России на рынке много пустующих дилерских центров. Чаще всего именно в таких помещениях, которые раньше занимали другие бренды, и появляются дилерские центры китайских марок.

"Китайские производители сегодня выбрали долгосрочную стратегию по захвату российского рынка. Новый кризис - это новые возможности. Сейчас они готовы пойти на демпинг и уступки, но через 5-10 лет китайские компании заработают на нашем рынке свое с компенсацией всех вложенных инвестиций", - рассуждает Александр Захаров.

Понастроили тут

Несмотря на массовое закрытие автосалонов в последнее время, количество дилерских центров, необходимых для продажи и обслуживания автомобилей, на сегодняшний день все еще остается избыточным. Построенные в свое время более 4 тыс. автосалонов были рассчитаны на объемы продаж более 3,5 млн машин в год, а текущая емкость российского авторынка в 2,5 раза меньше.

В связи с этим стоит ожидать дальнейшего сокращения дилерских сетей, которое будет продолжаться до тех пор, пока объемы рынка и мощности отрасли авторитейла не достигнут относительного равновесия. Новые дилерские предприятия если и будут открываться, то, скорее, взамен обанкротившихся. При этом даже с учетом текущего количества автосалонов Россия демонстрирует относительно невысокую степень охвата рынка дилерскими центрами по сравнению, например, со странами Западной Европы.

АвтоВАЗ попросил придумать имя новой Lada

Как считает Владимир Мирошников, сегодня объемы платежеспособного спроса в регионах не обеспечивают возможности дальнейшего развития дилерской сети, а неустойчивость рынка не позволяет выйти на стабильную прибыль игрокам, открывшим свои дилерские точки в последние 3-5 лет. Дилерский бизнес низкомаржинален и требует больших инвестиций в технологии и обучение персонала.

"Кризис, разворачивающийся сейчас, будет толкать компании, которые не смогли выстроить сбалансированную модель, либо к закрытию, либо к продаже. Процесс консолидации рынка в руках крупных холдингов и ухода небольших дилеров продолжится. Конкуренция между дилерами сейчас и так очень высока, и ожидать ее ослабления не приходится. Борьба за клиента как между брендами, так и между дилерами продолжится", - резюмирует Владимир Мирошников.

Легковые авто