12.06.2021 15:00
Авто

Что ждет российский авторынок без господдержки

Текст:  Александр Чупров
Из-за нехватки электронных компонентов, с которой столкнулись автопроизводители по всему миру, машин у дилеров по-прежнему не хватает. В этих условиях российские власти решили придержать поддержку авторынка до более стабильных времен.
/ Виталий Тимкив/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU
Вместо дачи - за машиной

Российский авторынок в мае продолжил демонстрировать бурный рост, несмотря на внеплановые 10-дневные каникулы.

Можно ли крутить руль на месте

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в последнем весеннем месяце россияне купили 147,4 тыс. автомобилей, что в 2,3 лучше результата годичной давности. Впрочем, как и в апреле, большие проценты в сравнительной графе с прошлым годом обусловлены исключительно низкой базой, ведь год назад еще не во всех российских регионах дилерские центры возобновили работу после локдауна.

Показательно, что по отношению к маю "доковидного" 2019-го продажи автомобилей увеличились только на 13%. А всего с начала нынешнего года в нашей стране реализовано 663,3 тыс. новых машин - на 39% больше, чем за пять месяцев 2020-го.

По словам руководителя направления продаж новых автомобилей ГК "Автомир" Алексея Шибакова, внеплановые выходные в начале мая привели к более равномерному спросу в эти дни, что нетипично для рабочей недели, когда клиенты чаще выбирают выходной день для осуществления покупки.

"В мае, несмотря на длительные майские каникулы, мы наблюдали стабильный покупательский спрос, который усиливается в связи с неуклонной тенденцией роста цен с начала года, поэтому покупатели стараются не откладывать оформление сделки. К тому же нам поступили ранее заказанные клиентами автомобили. В то же время одним из факторов, который сейчас сдерживает продажи, является сохраняющийся дефицит некоторых моделей на рынке", - рассказал директор "Hyundai Авилон" Дмитрий Макарычев.

Проблемы с электроникой

Действительно, наибольший рост продаж в мае продолжают демонстрировать ведущие локализованные автопроизводители: Lada, Kia, Hyundai, Renault, Skoda и Volkswagen. Однако уже в ближайшее время их дилеры также могут столкнуться с проблемами в поставках машин, хоть они и производятся в России. Так, в июне АвтоВАЗ был вынужден неоднократно приостанавливать сборку ряда моделей Lada и Renault из-за нехватки электронных компонентов.

Когда АвтоВАЗ обновит всю модельную линейку Lada

Как говорит директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников, сейчас продажи каждого бренда определяет, прежде всего, доступность товарных автомобилей, причем именно в самых востребованных комплектациях. Выбор вариантов на рынке ограничен, и покупатели демонстрируют прагматичный подход при выборе автомобиля.

"Проблема нехватки комплектующих и микрочипов, с которой сегодня столкнулись автопроизводители, относится ко всем сегментам, однако в большей степени она сказывается на более дорогих моделях, оснащенных высокотехнологичными опциями и сложными электронными блоками, именно они подвержены задержкам в производстве", - отмечает Дмитрий Макарычев.

Битва внедорожников
Тест-драйв Lada Niva Travel

Между тем, в модельном рейтинге по итогам мая главной перестановкой стало лидерство Lada Niva в сегменте SUV, где ранее господствовала Hyundai Creta. Справедливости ради нужно отметить, что с нынешнего года в статистике продаж стали учитываться совокупные результаты моделей Lada Niva Legend и Niva Travel в связи с ребрендингом вазовского семейства внедорожников.

Блогер разобрал Hyundai Creta и рассказал, почему она не стоит своих денег

В свою очередь, текущее снижение реализации Hyundai Creta связано со сменой поколения этого кроссовера. Уже летом у дилеров появится новая "Крета", после чего модель сможет вернуться на верхнюю строчку рейтинга продаж. Между тем, отнять часть покупателей у новинки вполне могут и другие дебютанты в сегменте компактных "паркетников" - Haval Jolion и Volkswagen Taos.

По мнению Дмитрия Макарычева, новинки всегда привлекают интерес покупателей, которые стремятся быть первыми, но потом основную роль в выборе модели играет соотношение цена/качество. Поэтому с уверенностью можно сказать, что Hyundai Creta, которая много лет пользуется неизменной популярностью на российском рынке, удержит позицию лидера.

С надеждой на государство

Что касается дальнейших перспектив российского авторынка, то в ближайшие месяцы положительная динамика продаж неминуемо будет снижаться. Этому будет способствовать начавшийся отпускной сезон, но, прежде всего, более высокая база прошлого года. Напомним, с июня 2020-го дилерские центры уже по всей стране вернулись к работе, и все желающие, кто не мог купить новую машину в условиях режима самоизоляции, ринулись в автосалоны.

В ГИБДД нашли лазейку, с помощью которой водители не платят штрафы

Между тем, на фоне красивых цифр о росте продаж в последние месяцы правительство решило отложить возобновление госпрограммы льготного автокредитования, которая была приостановлена в феврале из-за исчерпания выделенного в начале года бюджета. Изначально планировалось, что кредиты со скидкой от государства должны вернуться в июне, однако теперь это может случиться не раньше августа. Как говорят в Минпромторге, российский авторынок "и так перегрет", а значит, дополнительных стимулов ему сейчас не требуется. Впрочем, и с объявленной ранее индексацией утильсбора на автомобили в ведомстве пока тоже не спешат.

Как считает Алексей Шибаков, возвращение льготных автокредитов может помочь людям приобрести новый автомобиль с существенной экономией, поэтому возобновление госпрограммы приведет к росту авторынка. Осенью складские запасы дилеров должны восстановиться и клиенты, которые не смогли найти необходимый автомобиль в весенне-летний период, смогут закрыть свои потребности во второй половине текущего года.

"По результатам пяти месяцев 2021-го рынок продемонстрировал хорошую динамику роста на фоне низкой базы прошлого года. Во второй половине года, напротив, мы будем отталкиваться от высокой базы прошлого года, и рынку будет сложно не только превзойти, но даже повторить прошлогодний результат. В этом году все будет определять доступность - от нее будет зависеть и спрос, и цены, и объемы продаж. В этом году рынок может преподнести очередной сюрприз, и время покажет, будет ли он положительным или отрицательным", - резюмирует Владимир Мирошников.

Легковые авто