Насколько детские площадки безопасны и комфортны и какие есть проблемы?
Светлана Кузьменко, помощник министра строительства и ЖКХ: В России за последние несколько лет благоустроено уже более 90 тысяч территорий, в этом году стоит план благоустроить более 9 тысяч. При реализации этих проектов не обходится без детских площадок. Главная задача - безопасность и качество монтажа и производства площадок, их правильная эксплуатация, внешний облик.
От граждан и специалистов нам поступают сигналы о проблемах. К сожалению, есть случаи травматизма детей. Минстрой систематизирует проблемы, ищет, как их решить.
В этом году Общественный совет Минстроя вместе с детским советом провел мониторинг технического состояния детских площадок. Осмотрено 57 объектов в 13 городах 8 регионов. Более трети площадок, к сожалению, потенциально опасны для детей. Основные проблемы связаны с их качеством и эксплуатацией.
Кому жаловаться, если площадка явно опасна? В Росстандарт?
Карен Тадевосян, начальник отдела госконтроля и надзора Ростандарта: Росстандарт осуществлял госнадзор в отношении требований техрегламента о безопасности детских площадок и оборудования с 2018 года по 1 июля 2021 года. Проведено больше 400 надзорных мероприятий, свыше 6 тысяч профилактических мероприятий. Мы рассказывали, показывали, что надо соблюдать, на что обратить внимание.
Но со вступлением в силу закона №248 о госнадзоре полномочия Росстандарта в этой сфере и во многих других сферах перестали соответствовать требованиям законодательства. Частично или полностью безнадзорными остались 13 регламентов. Парадоксальная ситуация в том, что эти полномочия не были переданы никому.
Приведу вопиющий пример. В Санкт-Петербурге из-за конструктивной опасности детской площадки погиб ребенок. Есть уголовное дело. Наше территориальное управление проводило проверку в детском садике, вынесены были в том числе предписания игровую площадку и оборудование доработать в соответствии с требованиями техрегламента. Но добиться отзыва продукции с рынка мы не смогли, потому что были прекращены наши полномочия. И производитель до сих пор может производить этот игровой комплекс.
Пока, не дай бог, ребенок не погибнет, никто ничего не предпринимает. Даже если Росаккредитация прекратит сертификат - эту продукцию с рынка не уберут, не сделают ее более безопасной. Технический регламент - это минимальные требования к безопасности. И даже они не соблюдаются.
Второй вопрос, на который я хотел бы обратить внимание - вопрос сертификации и идентификации продукции. Есть схожий технический регламент, который называется "О безопасности аттракционов". И в обоих регламентах написано, что если продукция входит в один техрегламент, она не может относиться к другому. Необходимо, чтобы орган по сертификации был аккредитован на оба регламента. Потому что происходит ситуация, когда орган по сертификации, который имеет аккредитацию по детским площадкам, считает, что это продукция, которая относится к этому техническому регламенту. А зачастую в регламенте по аттракционам есть более жесткие требования, например, к тем же горкам. А продукции - такое разнообразие, что зачастую невозможно ее легко идентифицировать. К нам поступали многочисленные обращения, в том числе от органов сертификации: "Помогите!". У нас была проведена достаточно обширная работа, в том числе по формированию проекта методических рекомендаций по идентификации аттракционов и оборудования для детских игровых площадок, но мы ее также не завершили в связи с прекращением полномочий по выпуску методических рекомендаций.
Органы муниципального контроля за благоустройством должны за площадками в стадии эксплуатации следить. Если они выявили конструктивное несоответствие, какая-то ситуация произошла, а как решить эту проблему - в инструкции, в паспорте по эксплуатации не написано, значит, это недостаток, допущенный производителем. Или, например, если выявлено несоответствие комплектности поставленной продукции заявленному производителем объему, не хватает чего-то, то есть недостаток конструктивный. Здесь должен был федеральный орган исполнительной власти, чтобы при необходимости обязать производителя или поставщика дорабатывать документацию или проводить отзыв или ремонт за свой счет детского игрового городка.
И давайте не забывать о такой простой вещи как выгода. Оборудование, которое не соответствует требованиям техрегламентов, более дешевое. Оно изготовлено из более дешевых материалов, на его сертификацию, на производство затрачено меньше денег. А так как речь идет про муниципальные или государственные закупки, то там один из самых важных факторов - это цена. Здесь речь идет еще и о недобросовестной конкуренции.
Готовятся ли какие-то документы, чтобы вернуть контроль за площадками Росстандарту или дать их другому ведомству?
Карен Тадевосян: Мы эту работу продолжаем совместно с Минпромторгом. Сейчас включаем в план законопроектной деятельности проект, который бы возвращал нам эти полномочия. Но с точки зрения Минэкономразвития, по крайней мере в имеющихся официальных документах от регулятора, - проблем нет. Они считают, что орган по сертификации должен все это решить. Хотя из нашей довольно богатой практики можем сказать, что проблемы отзыва с рынка продукции это не решает. Более того, чтобы отозвать с рынка продукцию, производитель должен такую программу мероприятий согласовать с органом госконтроля и надзора. А его нет.
При отсутствии контроля и каких-то рычагов для исправления ситуации, что сейчас происходит с площадками?
Наталья Зинченко, эксперт по безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок, действительный член палаты судебных экспертов имени Ю.Г.Корухова: У меня в работе сейчас 12 уголовных дел по травмам детей на детских площадках. Четыре из них - с летальным исходом. В трех из них мы не можем установить владельца. Идут отписки от органов местного самоуправления и от органов надзора. Я вижу детей, которые несколько лет проходят реабилитацию, у которых горбы после компрессионных переломов растут, деформация черепа происходит после удара качелями на жестком подвесе.
Травмы с 2017 года выросли в арифметической прогрессии. Тогда регионам начали выделять деньги на благоустройство, а они к этому не были готовы, они не могут выделить специально обученных людей, чтобы они занимались осмотром и приемкой детских площадок.
Как с этим бороться? Я не знаю, в какие еще двери можно стучаться. Необходимо вводить систему контроля, делать осмотры площадок, хотя был минимальные - раз в год перед началом эксплуатации, это чаще всего апрель.
Необходимо делать приемку оборудования по муниципальным контрактам. В один из регионов мы ездили все три года, когда выделялись деньги на благоустройство - и все три года поставлялся контрафакт. Сейчас туда выехал специалист из прокуратуры для проверки. Сегодня только прокуратура занимается этими проектами. Заказчики чаще всего это игнорируют, а потом погибает ребенок - и только тогда в регионе все начинают суетиться. Так было в Ставропольском крае. Погибает ребенок, следом за этим через три дня тяжкий вред здоровью (ребенок падает на остаток удаленного оборудования, разбивает глаз, 14 швов накладывают) - и только после этого Ставропольский край начал вводить систему учета площадок. Они за два месяца привели в соответствие то, что у них годами стояло.
В Краснодаре ребенок получил тяжкий вред здоровью, он находится в больнице четвертый месяц. Но все надзорные органы и муниципалитеты дали отписки о том, что у них вообще нет этой детской площадки. Никто не знает о ее существовании. Вы же понимаете, что это вранье.
Массово поставляется контрафакт. В Когалыме я увидела подделку оборудования одного известного завода. На что представитель заказчика мне предоставил документы. Но в них название одно, а в самом паспорте другое. Поставки контрафакта происходят повсеместно. В небольших городах говорят - мы никогда не думали, что сюда комиссия из Москвы доедет.
Это огромная проблема, и дальше будет больше. В этом году добавили еще 10 млрд рублей на реализацию программ по благоустройству.
Нужно думать о том, как потом эксплуатируются эти объекты. Мы через год приезжаем на площадку, и часть оборудования просто не видим - оно разрушается, потому что делается из очень низкокачественного материала. Фанера уже расслоилась, краска облетела, а брус в руках рассыпается.
А насколько грамотно устанавливают качели и горки?
Александр Ткаченко, председатель Ассоциации производителей малых архитектурных форм, секретарь Комиссии по развитию благоустройства общественных территорий Общественного совета при Минстрое: Дело еще в том, что заказчики, даже если хотят покупать правильное оборудование - покупают то, которое заложено в проекте проектировщиками, архитекторами, дизайнерами. И здесь кроется общая проблема незнания нормативной и законодательной базы. Даже опытные проектировщики не знают элементарных требований техрегламента, ГОСТов. Самая частая проблема, например - что комплексы заложены достаточно высокие, а слой резинового покрытия всего 1-3 см. Иногда это происходит из-за желания экономии, а иногда - и это самое страшное - по незнанию. Наше предложение - создание профессионального объединения проектировщиков объектов благоустройства и детских игровых площадок как саморегулируемой организации. Чтобы они подтверждали свою квалификацию и могли грамотно, правильно спроектировать как покрытие, так и расстановку оборудования на площадке.
Карен Тадевосян: Техрегламент, касающийся, например, малых архитектурных форм, в профильных учебных вузах действительно не проходят. Эта проблема тоже очень актуальна.
Наталья Зинченко: Бывает, что, по версии проектировщика, игровой комплекс не нуждается в сертификации. Заказчику это преподносится как удешевление процесса. А если встает вопрос о сертификации, говорят: полмиллиона надо еще сверху заложить. Я, глядя на проект, говорю: это нельзя ставить, это не может быть игровым оборудованием, никогда не пройдет сертификацию. Это может быть неконтактной инсталляцией, которую вы должны поднять на такой уровень, чтобы ребенок на нее залезть не мог. Возьмите типовое оборудование. Но мне говорят: у нас айдентики тогда не будет. Проект выпускают, выигрывают конкурс, получают гранты на реализацию.
Павел Склянчук, эксперт Народного фронта: Нужно написать некую единую стратегию государственной политики. Сейчас ставится новое игровое оборудование не осмысленно, без учета состава детей, проживающих в конкретных многоквартирных домах. Нужно ставить по уму. Если там, в основном, малыши живут, то должны быть детские площадки, ориентированные на эту возрастную группу. Если много подростков, то делать футбольное поле, баскетбольные площадки.
Хочу пожелать Росстандарту с Минпромторгом: введите маркировку детского игрового оборудования и наведите порядок с фальсификатом. А Минстрою - разработать единые методические рекомендации заказчикам, муниципалитетам, чтобы они не могли такую проектную документацию составлять, по которой потом приходится все переделывать.
Еще один момент - нужно вводить некие приоритеты. Пластик долговечный, яркий, но мы знаем, что полезнее для детей, особенно в раннем развитии. Я за то, чтобы были все-таки естественные приглушенные тона, натуральные материалы - дерево, металл, несмотря на то, что в наших погодных условиях они не так долговечны.
И кроме вертикальных конструкций, я бы предлагал развивать горизонтальные игры - нужно делать игровую разметку для дошкольной группы, чтобы они могли бегать. А для продления сезонности эксплуатации площадок у нас есть проекты, связанные с теплыми турниками, с теплыми скамейками для ожидания на площадках. Это тоже все нужно поощрять и внедрять.
Часто ли резиновое покрытие на площадках недостаточной толщины?
Ирина Голицына, президент Союза региональных производителей резиновых покрытий: Проблема даже не в том, что производители хотят сэкономить и сделать покрытие не той толщины. Проблема в том, что изначально мы получаем на руки проекты, в которых толщина покрытий указана неправильно. Это непрофессионализм проектировщиков. Мы обиваем пороги, пишем письма, просим изменить толщину, увеличить ее. К сожалению, нас мало слышат. Заказчик говорит: этот проект прошел экспертизу, поэтому делайте то, что написано в проекте, вы некомпетентны оценивать.
Есть другие прекрасные материалы для детских площадок - например, искусственная трава с подложкой, которая прекрасно гасит удары при падении. Но такой материал требует профессионального ухода. В обычных дворах или детских садах, где площадки часто убирают сами воспитатели, это нецелесообразно.
Есть замечательные сыпучие материалы - гравий, песок, щепа, которые в последние годы очень полюбили дизайнеры и проектировщики. Думаю, что это как раз связано с тем, что их просто заложить в проекты, проектировщики не всегда хорошо разбираются в требованиях техрегламентов и стандартов. Но такие покрытия необходимо ежедневно рыхлить, проверять толщину слоя, подсыпать материалы. Толщина слоя песка, например, должна составлять 30-40 см. Где мы видели такой слой?
Натуральные сыпучие материалы - прекрасные материалы для тактильного контакта с ними детей, для их развития. Но только за пределами зон приземления.
Кто отвечает за содержание площадки, за ее уборку и ремонт?
Любовь Бондарь, президент Ассоциации по техническому регулированию: Есть часть национального стандарта, которая была введена в июле нынешнего года - "Руководство по установке контролю, техническому обслуживанию и эксплуатации". Стандарт устанавливает требования к обслуживанию, эксплуатации, контролю за оборудованием, сроки, как часто это должно контролироваться.
Установлено обязательное требование к наличию на всех детских площадках информации об оборудовании: с какого и до какого возраста дети могут пользоваться оборудованием, под присмотром родителей или без присмотра. Информация должна содержать контакты эксплуатационной организации. Чтобы не папочка выходил с молоточком либо с отверткой шуруп подкручивал, а необходимо было уведомить эксплуатационную организацию, дождаться ее приезда, закрыть эти качели либо горку, чтобы дети не навредили себе.
Контроль и надзор за детским игровым оборудованием осуществляется на муниципальном уровне. В Москве это административно-техническая инспекция. Покрытия для детских игровых площадок контролирует Роспотребнадзор.
Наталья Зинченко: Если жильцы многоквартирного дома заявляются на благоустройство по федеральной программе, то они подписывают протокол общего собрания, в котором сказано, что после завершения работ муниципалитет передает это все собственникам многоквартирного дома и что жители будут его содержать на протяжении минимум пяти лет. А дальше начинаются препоны - до жителей доходит, что им добавляют 70 копеек на квадратный метр жилья. И начинается конфликт интересов. Потому что кто-то говорит: "У меня вообще детей нет, мне детская площадка не нужна".
В каждом регионе это решается по-своему. Допустим, в Татарстане постановили, что управляющая компания будет содержать площадку за счет тех денег, которые есть, без поднятия тарифа. А что такое содержание без поднятия тарифа? Ведь надо насыпать песок раз в сезон, обследовать все, ремонтировать, подвесы качелей менять, регламентные ремонтные работы делать.
Чаще всего в договоре с УК оговорена только уборка детской площадки, но никак не ремонт и все остальное.
Татьяна Вепрецкая, директор ассоциации НП "Национальный жилищный конгресс": Существует два постановления правительства. В одном постановлении говорится, что в состав общего имущества входят детские площадки, которые определены собственниками или паспортом многоквартирного дома, или непосредственно застройщик устанавливает.
В другом постановлении, минимальном перечне работ, нет вообще каких-либо требований по эксплуатации и ремонту детских и спортивных площадок. Замкнутый круг.
В большинстве случаев площадка просто выводится из эксплуатации и выносится решение на общем собрании, что надо устанавливать оборудование заново.
Если площадку эксплуатирует управляющая компания, есть определенные требования по сезонным осмотрам. Если площадка стоит на территории множества домов, то она принадлежит органам местного самоуправления. И там таких требований нет. Это тоже требуется доработать.
В Гражданском кодексе появились хорошие статьи, связанные с имущественным комплексом. Часть вопросов раньше было невозможно решить - например, когда площадка стоит на территории множества домов и у них разные управляющие компании - к кому эту площадку относить? Сейчас уже понятно, как решать этот вопрос. Но мы ждем еще один законопроект, который урегулирует эти эксплуатационные вещи.
Есть сложности в эксплуатации, когда, допустим, к УК попадает площадка, и мы нигде не можем взять инструкцию, не можем даже восстановить ее. Хуже всего, когда площадка имеет уникальные ключи. От нас требуют ремонта, и мы должны потратиться на ключи. Надо в будущем запретить такую нездоровую конкуренцию и уникальные инструменты для конкретных площадок.
Наталья Зинченко: А я как эксперт приветствую наличие нестандартных решений с крепежом. Это позволяет идентифицировать, что оборудование взято не из ближайшего строительного магазина. И, кроме того, такой крепеж антивандальный, площадку сложно разломать или открутить, допустим, качели себе домой (с воровством мы тоже сталкиваемся).
В ГИС ЖКХ до 2018 года составлялся реестр общественных и дворовых территорий. По моему мнению, он провалился. Многие регионы сделали то, что от них требовалось, но в большинстве дали формальные данные.
Мне как эксперту, когда я выезжаю в город, удобно посмотреть на фотографию того, что есть на объекте. Есть понятие экспликация, по ней мы видим, допустим, пять единиц игрового оборудования. Приезжаем на объект - видим три, иногда две. Куда они утрачиваются, никому не понятно. Кто за это отвечает, тоже. А в реестре должны быть все элементы благоустройства, как минимум, установленные за федеральные средства. Все остальное - то, что делают жильцы по собственной инициативе, подарки от депутатов - можно вносить как допперечень.
В муниципалитетах при несчастных случаях на площадках часто пытаются обвинить родителей в недосмотре, зачастую несправедливо. С другой стороны, родители действительно часто отвлекаются и не смотрят, куда полез их ребенок. Где тут баланс ответственности родителей и каких-то служб?
Павел Склянчук: Мы с коллегами из Всероссийской общественной организации "Союз отцов" хотели бы сделать памятку для родителей по пользованию игровыми детскими площадками, на что обращать внимание. И открыть электронный почтовый ящик, куда могли бы родители направлять фотографии площадок в непригодном состоянии, жалобы.
Кроме того, хотел бы призвать родителей не впадать в детство. Очень часто они, не обращая внимания на собственный вес, на параметры лезут на эти игровые комплексы, на качели, ухудшая и уменьшая срок эксплуатации.
И, конечно, хотел бы призвать их не "втыкаться" в телефоны, пока дети играют. Пусть площадки и с резиновым покрытием, и оборудование новое - все равно нужно следить за ребенком.
Что могут сделать жители, если их не устраивает площадка или ее содержание?
Ирина Голицына: Сейчас, к сожалению, родители мало что могут сделать. Говорить об общественном контроле можно, если есть система, которую можно контролировать. Сейчас практически на всех площадках выявляются нарушения. Надо начинать с того, что смотреть в сторону эксплуатанта - как можно помочь ему, с учетом его ограниченных ресурсов, нехватки компетентного персонала, обеспечивать должную эксплуатацию.
Требуется как минимум ввести термин "паспорт детской игровой площадки" в техрегламент. Сейчас там есть только паспорт игрового оборудования, на отдельный элемент детской площадки. А детская площадка - это комплекс, на котором установлено разное оборудование, в привязке к нему должно быть уложено резиновое покрытие. Игровое оборудование должно быть расставлено так, чтобы оно было безопасно, соблюдались зоны приземления, зоны безопасности.
Мы предлагаем разработать электронный паспорт детской площадки. В нем будет инструкция по эксплуатации, календарь, который помогает эксплуатанту вовремя проводить техобслуживание. Кроме этого, он может включать функционал для общественного контроля: размещаем QR-код на детской площадке, взрослый, который пришел гулять со своим ребенком, наводит на код свой телефон и видит всю информацию об этой площадке. И самое главное - там может быть форма обратной связи с эксплуатантом, в которой этот родитель может просто и оперативно сообщить, что, например, цепь на качелях порвалась. И эксплуатант в автоматическом режиме получает эту информацию и может предпринимать какие-то действия.
Если мы пойдем дальше и начнем регистрировать эти электронные паспорта в единой базе в федеральном масштабе, то сможем контролировать состояние детских площадок по всей России. И это, конечно, будет очень здорово.
В пресс-службе Минэкономразвития в ответ на запрос "РГ" пояснили, что в соответствии с техрегламентами ЕАЭС оборудование для детских площадок до выпуска в обращение подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации соответствия.
Обеспечение безопасной эксплуатации детских площадок, которые в большинстве случаев располагаются на придомовых территориях и в соответствии с жилищным законодательством являются общедомовым имуществом, неразрывно связано с обеспечением благоустройства территорий муниципального образования. Законом о местном самоуправлении предусмотрено утверждение правил благоустройства, в которые могут быть включены положения по содержанию оборудования на детских площадках. Утверждение правил благоустройства, контроль за их соблюдением, организация благоустройства относятся к вопросам местного значения, подчеркнули в министерстве.
Важным фактором является соблюдение требований к эксплуатации, поддержание площадки в надлежащем состоянии.
В пресс-службе Минпромторга сообщили, что контроль за покрытием детских площадок, его проектированию, производству, монтажу, эксплуатации осуществляется Роспотребнадзором. Правительством рассматриваются предложения Минпромторга по определению уполномоченного органа в части контроля за остальными требованиями к оборудованию для детских игровых площадок.
Вопрос от регионального партнера "РГ" - газеты "Вечерний Оренбург": Какой должна быть идеальная детская площадка?
Мария Соколова, доцент МГППУ, психолог-консультант: В первую очередь, она должна быть безопасной. Здесь вопрос баланса. Если есть сложность в производстве сложных дорогостоящих комплексов, то для физического развития ребенка достаточно сложного ландшафта, который позволит ему воспитать и развивать качества для того, чтобы с этим сложным ландшафтом справляться.
В психологии есть понятие "риск-менеджмент". Мы ребенка с детства обучаем не только тому, как безопасно находиться на улице, но и как справляться с этими опасностями. Здесь задача психологическая и педагогическая - научить ребенка оценивать риск, уметь рассчитать свои силы и уметь справиться с вызовами, которые ему предоставляет среда.
Сейчас наши дети очень много времени находятся под контролем взрослых. За счет этого снижается собственная возможность оценки риска и управление этим. Даже те дети, которые занимаются в спортивных секциях, оказавшись на площадке без контроля взрослого, могут допускать ошибки.
Детская площадка - это одно из тех мест, где ребенок учится справляться с вызовами. Поэтому полностью сделать ее безопасной, скорее всего, и не получится. Потому что на полностью безопасных площадках дети долго не задержатся. В конце концов, даже песок может быть очень опасным - его можно кинуть в глаза и т.д.
Увеличение возможности разнообразного движения дает хорошее, интересное, наполненное интересным оборудованием и хорошим игровым ландшафтом детское пространство.