В 2022-м отменились "гастроли" зарубежных выставок. В специальную логистическую операцию превратилось и возвращение шедевров российских музеев с выставки "Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства". Пять месяцев показывавшаяся с огромным успехом в Париже в фонде Louis Vuitton, выставка была продлена в начале февраля и завершила работу 3 апреля. Из-за введенных санкций сохранялся риск того, что часть коллекции может не вернуться на родину, но музейный обмен охраняется международными соглашениями, по которым музеи обязаны возвращать произведения с любых временных иностранных выставок. Месяц трудных переговоров музейщиков, дипломатов, таможенников, страховщиков. Пятнадцать рейсов, которыми возвращались шедевры, и пятого мая последние работы вернулись из Франции в Пушкинский и Эрмитаж.
Выставка "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых"Не вернулись тогда две работы из собраний Петра Авена и Вячеслава Кантора - владельцы попали под санкции. Но музейщики могли выдохнуть и начать готовить главные выставки лета - "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых" в Пушкинском музее и "Рождение современного искусства. Выбор Щукина" в Эрмитаже. Эти две выставки вместе с ретроспективой Михаила Врубеля в Русском музее - среди главных событий года.
Саспенс, пережитый хранителями музеев, следившими нон-стоп за новостями о перемещении коллекций братьев Морозовых из Франции в Москву, можно сравнить только с тем, что переживали хранители, реставраторы русских икон пару месяцев спустя. В середине лета икона Андрея Рублева "Святая Троица", которой почти 600 лет и чья сохранность давно беспокоит ученых, отправилась из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру на празднования по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Как трудности перемещения коллекции Морозовых из Франции в Россию, так и история путешествия "Троицы" из музея в Лавру и обратно выглядела спонтанной, небогатой на публичные подробности принятия решения, сложной логистической операцией.
Смена декораций в музейном мире не только заставила с трепетом всматриваться в происходящее "за кулисами" событий, но и предложила музеям в авральном режиме менять планы, придумывать новые выставки, переделывать старые, опираясь только на свои ресурсы. Не жалуясь на то, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, музеи не просто продержались на плаву этот год, но сделали впечатляющие проекты.
Яркий пример удачного сохранения концепции и создания интересной экспозиции после отказа зарубежных музеев от участия в проекте, - выставка Музеев Московского Кремля "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления".
Выставка "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления"Что очень помогло музеям? Тут, пожалуй, две противоположные стратегии. Одна предполагает углубленное изучение собственной коллекции, выделение сюжета и представление его с максимальной полнотой. Успешность такого подхода, по-моему, показала Третьяковская галерея в проекте "Дягилев. Генеральная репетиция". И если в фокусе внимания оказался диалог художников, хореографов, композиторов, танцовщиков в Дягилевских постановках, то "дебютантами" тут стали сценические костюмы для "русских балетов". Их музей показал впервые.
Выставка "Дягилев. Генеральная репетиция"Другой подход опирается на расширение сотрудничества с коллегами из регионов, архивов, библиотек, академических институтов. Здесь именно богатство, вариативность сюжета, привлечение неожиданного материала становится важным для аранжировки главной темы. Так происходит в проекте "Всеобщий язык" в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Похожий принцип и на выставке "Мир как беспредметность" в Еврейском музее и центре толерантности, правда, здесь лейтмотивов оказывается несколько.
Выставка "Мир как беспредметность. Рождение нового искусства"Справедливости ради надо сказать, что этот "золотой ключик" музеи обнаружили отнюдь не вчера. Один из хитов года - проект "Авангард: на телеге в XXI век", показанный в Музее русского импрессионизма, - открыл для зрителей раритеты из собраний Вятского художественного им. В.М. и А.М.Васнецовых, Музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Яранского краеведческого музея и Слободского музейно-выставочного центра. Эта выставка стала итогом долгой совместной работы Музея русского импрессионизма, Ельцин Центра и Энциклопедии русского авангарда и уже ранее была показана в Екатеринбурге и Вятке.
Наконец, есть проекты, которые музеи готовили тщательно и долго, но они сдвигались по разным причинам. Среди них, например, большая выставка Олега Целкова и ретроспектива "Чемпионы мира. Взмахи радости" в Московском музее современного искусства. "Чемпионы", следуя завету поэта, над рукописями не тряслись, не заводили архивов, и вообще, жили вдохновенно. Их работы собирались из частных коллекций, музейных запасников, с антресолей квартир коллег, на дачах приятелей. В итоге выставка стала первой ретроспективой "Чемпионов мира" в музейном пространстве.
Среди сильных музейных выставок современных художников - проект "Бегство в Египет" Ирины Затуловской в ГМИИ им. А.С. Пушкина, "Выше Луны только звезды" Леонида Тишкова в Мультимедиа Арт Музее (МАММ).
Не открылась IX Московская международная биеннале в Новой Третьяковке. Тут занавес над проектом "Стенография чувств" даже не поднимался. За четыре дня до открытия Минкульт распространил заявление об отмене биеннале из-за "абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки - государственного музея федерального значения". Несостоявшимся зрителям предложили эпистолярный роман с участием значимых игроков отечественной арт-сцены. Выставка была демонтирована, но обрела свою онлайн-версию. Таким образом выставка застенографировала неопределенность своего подвешенного состояния, а заодно и финал Московской международной биеннале современного искусства.