18.12.2025 08:31
Общество

За шесть лет Сергей Ступин преобразил Спасское-Лутовиново

В Орле простились с директором тургеневского Спасского-Лутовинова Сергеем Ступиным
Текст:  Игорь Вирабов
Российская газета - Федеральный выпуск: №289 (9828)
В четверг 18 декабря, как сообщили в тургеневском Спасском-Лутовинове, пройдет прощание с директором музея-заповедника Сергеем Ступиным. С половины одиннадцатого до двенадцати будут прощаться с ним на малой сцене Орловского драмтеатра им. Тургенева. После отпевания в храме Казанской иконы Божьей Матери похоронят в Орле на Наугорском кладбище.
Читать на сайте RG.RU

Министерство культуры, губернатор, все, кому положено, высказали уже в соцсетях слова сочувствия. Директора музеев для меня вообще - люди особенные. Часто это настоящие, большие люди. Но про Сергея Афанасьевича - мало этого: редкость в том, что Ступин ведь еще и светлый человек. Увы, теперь уж - был.

Знаете, как у поэта Хлебникова: "когда умирают люди - поют песни". Вот и директор тургеневского музея-заповедника Ступин заслуживает песни - честной, с горечью и светлой.

/ предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

Смерть кажется - как обухом по голове. Ну сколько ему было - 60 всего. С виду всегда был крепким, обаятельным, моторным. Вот ведь Тургенев жаловался на здоровье вроде бы всю жизнь, а прожил на четыре года больше. Со Ступиным мы прежде общались часто - разве что последние года полтора случилась пауза. Теперь понятно, почему. Он, говорят, боролся, не сдавался до последнего.

Сухие строчки биографии в "тассовках" рисуют необычную такую траекторию. После орловской школы поступил в Рязанский мед. Работал гастроэнтерологом в орловской больнице Семашко. Потом на перестроечной волне возглавил вдруг телекомпанию "Орелинформ". Потом стал депутатом, мэром города Орла, потом - и вице-губернатором. Прекрасная жена Татьяна, четверо детей. И логика карьерная должна бы увести его куда вверх по этой лестнице, а он вдруг снова развернулся и ушел куда-то вбок: директором музея-заповедника. Тургеневского.

/ предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

Все-таки он был идеалист прежде всего, а не прагматик. Так что вот этот поворот по-настоящему стал для него счастливейшим в короткой жизни. Сколько ему оказалось отмерено в Спасском-Лутовинове?

/ предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

Всего шесть лет - но бесконечно радостных. Время шампанским закипело с первых дней. Помню, приехал - он с горящими глазами показывал свою подробную концепцию развития музея с многообещающим названием: "Смена парадигмы при сохранении матрицы". Нужно ли было в этих заповедных и богоугодных уголках строить самые немыслимые прежде планы - или сверхзадачи? Скептики косились - это же маниловщина. Ступин их не слушал.

Варенье, музыка в парке и выступление Валерия Баринова. Директор музея Спасское-Лутовиново рассказал, как отметят столетие усадьбы

Нужен ли был в Спасском-Лутовинове ставший теперь традиционным Тургеневский шахматный фестиваль? А фестиваль Тургеневский охотничий? Или фестиваль дворянской кухни?

/ предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

Нужно ли устроить невозможное и привезти к исходу пандемии Гергиева с целым Мариинским симфоническим оркестром? Нужен ли был писательский десант - здесь по аллеям побрели и Юзефович с Водолазкиным, и Басинский с Варламовым... Встречать здесь Юрия Норштейна и народного артиста Баринова - нужно ли?

/ предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"/Андрей Легостаев

А на 100-летие музея-заповедника Ступин привез и "Виртуозов Москвы", и солистов Большого театра - нужно ли было тратить столько сил?

/ предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

И мценский хор здесь пел, как рукоделье вышивал. И на опушке в чаще парка появились вдруг скамейки на колесиках - читальня под открытым небом. В том же парке проводили вернисажи. У Большого Спасского пруда открылась новая беседка "Левада" - с видами на горизонты.

Записали гимн музея-заповедника - весь коллектив участвовал в видеоклипе. А детей со взрослыми стали водить на Бежин луг. "Хочешь сходить в ночное? - как-то он звонит. - Приезжай!" Для участников этого ночного квеста Ступин разыскал на Брянщине мастеров плетения лаптей. Дети - участники представления по "Запискам охотника" - свои же, из села. Костер. Уха. И лошади - тургеневские.

Автокемпинг появился тут неподалеку - для чего? А разговоры о строительстве гостиницы - тут ведь остановиться негде тем, кто приезжает издалека. Но надо ли?

А по тургеневскому парку - надо ли столько скамеечек?

Зачем повсюду появились указатели - не нарушается ли этим девственность музея?

Нужно ли было открывать небольшое кафе - не лучше ли насытить посетителей одной духовной пищей? Надо ли делать из встреч с писателем Тургеневым бесконечный праздник (Ступин ведь об этом думал: чтобы отсюда не хотелось уезжать)? При том что, скажем прямо, в креслах у музейщиков - корысти никакой. Сплошной энтузиазм и радость для мечтателя.

Как раз об этом пишут в некрологах: Ступин дал музею-заповеднику новое дыхание.

Музей-заповедник "Спасское-Лутовиново"

Что и как нужно или нет музею - можно спорить бесконечно. В этих спорах не родится истина. Другие спорили - а Ступин делал. С ним в Спасском стало веселее, ярче и живее. У него, как у Тургенева в "Хоре и Калиныче": "Что хорошо - то русскому человеку и нравится, что разумно - того ему и подавай".

Ступин любил Тургенева, людей и Родину.

Сергей Ступин дал музею-заповеднику "Спасское-Лутовиново" новое дыхание. / предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

Хотел еще восстановить стеклянный улей с пчелами - как у матери писателя, хозяйки Спасского Варвары Петровны за окном.

Жаль, не успел.

Его коллеги написали из Спасского:

Сергей Ступин дал музею-заповеднику "Спасское-Лутовиново" новое дыхание. / предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"/Владимир Тиняков

"Он до последнего верил, что победит. Строил грандиозные планы на предстоящий сезон, участвовал в делах музея, был на связи с сотрудниками и интересовался тем, что происходит в жизни каждого из нас…

Мы тоже верили. Вопреки диагнозу. Смерть должна была спасовать перед таким напором жизнелюбия. Еще вчера это казалось возможным.

Увы…"

Прямая речь

Из разговоров в Спасском-Лутовинове с директором Ступиным

Сергей Афанасьевич, легендарный тургеневский дуб, посаженный писателем посреди усадьбы, несколько лет назад не выдержал страшного урагана. Но до того - куда серьезнее он пострадал от европейских санкций. В 2022 году его отстранили от евроконкурса "Дерево года" - по национальному признаку: слишком русское дерево. Тургенев так отчаянно настаивал, что он по духу "западник", - и что же? Не буду спрашивать про "цветущий сад" и евроценности цивилизации - но что теперь в музее-заповеднике на месте дуба?

Сергей Ступин: Честно говоря, решение европейских организаторов нас страшно раздосадовало. Но конкурс все-таки не главное - куда важнее сохранить живую историю. Так что мы постарались осуществить все, что задумали: и идею мемориализации ушедшего от нас тургеневского дуба, и клонирование, и высадку его потомка…

У вас случаются не только ураганы - бывают и такие странные истории: приехал автор "Ежика в тумане" мультипликатор Юрий Норштейн, светило солнце, а в парке неожиданно вокруг него упал туман. Загадочное место - Спасское-Лутовиново…

Сергей Ступин дал музею-заповеднику "Спасское-Лутовиново" новое дыхание. / предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

Сергей Ступин: С Норштейном в самом деле вышло удивительно. Мы познакомились в его мастерской, которую он иногда открывает для всех, кому интересно его творчество. Взяли с собой спасских моченых яблок в качестве гостинца. Оказалось, их любит супруга, соавтор и соратница Норштейна - Франческа Ярбузова. И еще выяснилось: "Ежик в тумане" в некоторой степени был отголоском тургеневского рассказа "Певцы", который Юрий Борисович помнит с детства. Рассказ заканчивается перекличкой мальчиков в тумане: "Антропка-а-а!" - "Чего-о-о-о?..". А потом Норштейн приехал в Спасское, тут и случилась эта история с туманом в парке - вышло очень символично.

Все эти сновидения и чудеса, Бежин луг с русалками - это же очень по-тургеневски. У него целая повесть - "Призраки". Не ходят с тех времен по нынешним оврагам? Часто с приезжими гостями чудеса случаются?

Сергей Ступин: Если вы имеете в виду легенду о старом барине, основателе спасской усадьбы Иване Ивановиче Лутовинове, то да, он похоронен в фамильной усыпальнице перед музеем, и, по преданиям, его призрак иногда бродит ночами по парку в поисках разрыв-травы. Сотрудники даже уверяют, что видели его… Так это или нет, но чудеса здесь действительно на каждом шагу. Что ни задумаешь - сбывается.

Как-то ко мне заглянул Валерий Иосифович Ворона, ректор музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова. Он был в Спасском в отпуске, его супруга отсюда родом. Поговорили о концерте его студентов у нас: как хорошо будет звучать симфоническая музыка в пространстве парка… А через несколько дней - звонок: встречайте симфонический оркестр Мариинского театра.

Сергей Ступин дал музею-заповеднику "Спасское-Лутовиново" новое дыхание. / предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

И вот маэстро Валерий Гергиев встречает вдруг на аллее парка Валерия Ворону - и буднично так ему говорит: "О, привет! А ты здесь как?".

Тот отвечает так же буднично: "Живу я тут".

И Гергиев ничуть не удивляется, и они уже вместе ужинают в яблоневом саду, и ведут свои разговоры о музыке. Можно было такое представить?

У вас в музее-заповеднике есть свой самый душевный уголок?

Сергей Ступин: Когда меня об этом спрашивают, я начинаю перебирать все уголки и понимаю: хорошо то там, то тут. У парка своя жизнь, он постоянно меняется. Так что всегда отвечаю: в Спасском я люблю Спасское.

Сергей Ступин дал музею-заповеднику "Спасское-Лутовиново" новое дыхание. / предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

За полтора века после Тургенева в усадьбе многое горело, разрушалось. Сегодняшний музей-заповедник - это просто восстановленные декорации? Что в нем тургеневского - атмосфера? В чем загадка этих мест?

Сергей Ступин: Восстанавливались стены - а дух... он ведь живет, где ему хочется. Действительно, дом, знавший Тургенева, сгорел в 1906 году. К счастью, все ценное - мебель, библиотека, картины - практически сразу после смерти писателя вывезла его родственница Ольга Васильевна Галахова, которой досталась усадьба. Она была супругой орловского вице-губернатора, в их городском доме и разместили тургеневские вещи. Позже они составили экспозицию музея-читальни Тургенева, первого литературного музея России.

А в 1976-м, когда в Спасском восстановили главный усадебный дом, мебель и предметы обстановки вернулись на свои места. Расставляли их, сверяясь с рисунками, дневниками, письмами самого Тургенева и современников, бывавших в доме. Буквально до сантиметра! Это ли повлияло или что-то еще, но пространство дома "задышало". Несмотря на строгий порядок в комнатах (Тургенев был плохой хозяйственник - зато педант), здесь есть ощущение продолжающейся жизни. Не только мне кажется, будто хозяин только что вышел...

Как объяснить этот феномен, я не знаю. Да и нужно ли? Все неразгаданное - притягательно.

Сегодняшний европейский курс на "отмену русской культуры" не повлиял - если не считать тургеневского дуба - на ваши отношения с коллегами из тургеневского Буживаля во Франции или немецкого Баден-Бадена? Поддерживаете связи?

Сергей Ступин: С Буживалем и сейчас, насколько возможно, сотрудничаем. Участвуем в обсуждении дальнейшей судьбы французского музея Тургенева, общаемся с представителями Ассоциации друзей Тургенева, Виардо и Малибран, мэром Буживаля Люком Вателем. Наши французские коллеги участвовали в Тургеневских чтениях, должны были приехать в Спасское на праздник по случаю 200-летия Полины Виардо - помешал коронавирус. Очень теплое поздравительное письмо получили из Франции к 100-летию музея-заповедника… С Баден-Баденом тоже - переписываемся с председателем Тургеневского общества Германии Ренатой Эфферн. Профессор Фрайбургского университета Элизабет Шоре, курировавшая выставку к 200-летию Тургенева, передала нам альманах, посвященный писателю. Люди, которых объединяет Тургенев, не могут поддержать "отмену русской культуры" - это нонсенс.

"Поклонитесь от меня дому". В Гослитмузее отметили 100-летие музея-заповедника Спасское-Лутовиново

Тургенев - классик из школьной программы. Кто-то говорит: пыльный, уже устаревший и далекий от современности. Согласны?

Сергей Ступин: Не согласен. Я солидарен с теми, кто считает Тургенева самым непрочитанным классиком, время которого как раз сейчас пришло. Школьные трактовки загоняют Тургенева в трафареты, в которые он не вмещается. Все повторяют, не задумываясь, как "муму": "певец природы", "антикрепостник". А он - таинственный, лукавый и рациональный, совершенно разный, часто неуловимый. В его судьбе все сложно и совсем не однозначно.

Знаете, как приятно видеть после экскурсий глаза людей, узнавших "другого Тургенева"? Мы и считаем своей миссией - открывать Тургенева. И себе, и людям.

Утраты Музеи и памятники