Отметим, что до прошлого года особо уязвимых морских районов было всего пять. Среди них можно назвать знаменитый Большой Барьерный Риф в Австралии и кубинский архипелаг Сабана-Камагуэй. Все они представляют собой небольшие по площади акватории с уникальной флорой и фауной, требующей особой защиты. Точно так же можно охарактеризовать и Канары с Галапагоссами, по поводу которых на сессии удалось достичь полного консенсуса.
Напротив, вопрос о Балтийском море, через которое Россия экспортирует большой объем своей нефти в Европу, вызвал бурные дискуссии.
Об этом в беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты" рассказал глава российской делегации, руководитель Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы Владимир Карев. По его словам, "Балтийское море и раньше было наделено статусом "Особого района" в рамках Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов". Этот режим характеризуется довольно жесткой системой запретительных и ограничительных мер, в разработке и внедрении которых наша страна принимает активное участие.
В первую очередь речь идет об ускоренном выводе из эксплуатации однокорпусных танкеров. Также разрабатываются проекты по автоматизации управления движением судов и укреплению систем национального реагирования в случае аварий. Карев отметил, что "у России есть двустороннее соглашение с Финляндией по борьбе с разливами нефти, которое успешно реализуется".
В то же время перспектива придания Балтике статуса ОУМР, предполагающего принятие дополнительных защитных мер, уже дважды обсуждалась на сессиях Хельсинкской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря. Тогда все государства региона признали возможным применение данного статуса лишь к отдельным частям морской акватории.
Нынешняя же ситуация обещает породить опасный прецедент. "Сейчас уже всерьез заговорили о придании статуса ОУМР Средиземному морю, - говорит Карев. - Так можно дойти и до океанов". Все это - прямое следствие размытости критериев, в соответствии с которыми определяются ОУМР. Они устанавливаются специальным руководством, введенным на Ассамблее ИМО в 2001 году. Наличие разночтений в этом документе, касающихся в том числе и географически обширных территорий, было официально признано на сессии в Лондоне. Тем не менее предложение России не рассматривать заявки до внесения поправок в руководство ИМО поддержки не нашло.
Мало того, авторы "балтийского" проекта, заручившиеся поддержкой ряда авторитетных экологических организаций, предпочли закрыть глаза на очевидные факты. Известно, что почти 90 процентов загрязнения морской и прибрежной среды Балтики происходит из береговых источников. В этом случае должны быть задействованы совсем другие механизмы, содержащиеся в Конвенции ООН о биологическом разнообразии. Логично предположить, что при защите Балтийского моря требуется применение комплексного подхода.
"Единственное, к чему может привести придание статуса ОУМР всему Балтийскому морю, это к нарушению устоявшейся системы судоходства", - уверен глава Госморспасслужбы России. О чисто популистском характере предложения балтийских стран свидетельствует и тот факт, что пока никаких дополнительных защитных мер предложено не было. Ожидается, что они поступят в Международную морскую организацию в течение ближайших двух лет.
Одной из этих мер может стать требование обязательной лоцманской проводки в балтийских проливах. Между тем это противоречит Конвенции по морскому праву, устанавливающей принцип добровольности при пользовании лоцманскими услугами. Кроме того, подобные требования идут вразрез с международным статусом проливов. Другой дополнительной мерой может стать обязательное буксирное сопровождение танкеров определенного класса, которое неминуемо приведет к удорожанию перевозок. "Было бы правильнее расставить буксиры в самых опасных точках", - отметил он.
Выразил свое отношение к происходящему и руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша. "В последнее время усилились попытки ограничить перевозки нефти и фактически ликвидировать международный статус балтийских проливов под предлогом технических и экологических ограничений", - заявил он. По словам Рукши, "под предлогом экологической защиты вводятся ограничения, ущемляющие интересы России и навязывающие дополнительные услуги - такие, как лоцманская проводка". Любопытно, что Комитет по защите морской среды официально признал принятое им решение затрагивающим интересы нашей страны, но выводов из этого не сделал.
Нельзя не упомянуть и о недавних сообщениях в прессе, согласно которым позиция стран Балтии сформировалась под впечатлением от катастрофы танкера "Престиж", случившейся 1 ноября 2002 года. Тогда Испании был нанесен ущерб в 5 миллиардов долларов. В ответ на это глава Госморспасслужбы отметил, что значительно уменьшить потери испанцы могли за счет более грамотной стратегии. Если бы они не пытались отводить танкер подальше от берега, а своевременно завели его в закрытую бухту, пострадало бы только это "убежище". В Балтийском проекте подобный сценарий не предусмотрен. А между тем в наше время расцвета терроризма от катастроф никто не застрахован.
В заключение необходимо подчеркнуть, что Россия никогда не отказывалась от соблюдения всех экологических норм. При строительстве новых нефтяных терминалов, таких, как в Приморске, используются самые последние разработки в области безопасности. В данной ситуации, когда налицо спланированная компания против нашей страны, Россия не намерена складывать руки. Будет продолжена активная работа по поиску компромисса. Для этого есть и время, и возможности.