12.01.2005 02:40
    Поделиться

    Сергей Степашин - об итогах работы Счетной палаты

    Эта масштабная аналитическая работа основана на аудиторских проверках последних лет и была завершена накануне 10-летнего юбилея Счетной палаты, которое будет отмечаться в конце января. Время подводить итоги собственной деятельности?

    - Сергей Вадимович, как бы вы оценили коэффициент полезного действия вашего ведомства?

    - В последние годы сумма средств, возвращаемых государству по итогам проверок, в среднем больше чем в 11 раз превышала годичные ассигнования на содержание самого контрольного органа. Тем самым КПД российской Счетной палаты приближается к эффективности контрольных органов многих стран с устоявшейся системой финансового контроля.

    - В одной из газет я прочитала такую фразу: "Cотрудники Счетной палаты молятся на принцип эффективности, чтобы в экономической жизни соотношение "затраты-результат" удовлетворяло самого пристрастного аудитора, коим в Счетной палате считают не ее председателя, а рядового гражданина России".

    - Да, я помню эту статью, которая, кстати, была опубликована в газете, не склонной позитивно оценивать деятельность российских госструктур. Меня порадовали эти слова. Они очень правильные. Рядового гражданина и должны ставить выше представителя власти. И коль это уже происходит в стране, где у многих граждан еще не изжита тоска по государственному патернализму с традициями коленопреклонения перед "начальником", значит, правовое государство в России все же формируется. И Счетная палата активно способствует этому. Так что рискну предположить, что наш юбилей - это не только ведомственный праздник.

    - Вас часто называют "главным счетоводом России". Но, судя по вашим словам и поступкам, вы оцениваете роль СП намного шире.

    - Строить гражданское общество, значит, прежде всего, добиваться того, о чем мы с вами только что говорили: когда не человек для государства, а государство для человека. Когда граждане сами осуществляют тщательный аудит своего государства. И в политике. И в финансах. И в сфере спецслужб. И в соблюдении прав человека. Возможно, на этом пути российское общество дальше всего продвинулось именно в сфере аудита финансов собственного государства.

    Как и история новой России, так и "послужной список" Счетной палаты начинался не с чистого листа. Похожее учреждение впервые было сформировано в России почти 350 лет назад. Но заметьте: есть принципиальное различие между сегодняшней Счетной палатой и ее прежними прототипами. Те формировались самодержцами. И обслуживали интересы царского двора либо номенклатуры. Теперь - совсем другое дело.

    Судите сами. По Конституции народ России осуществляет свою власть через Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, образует Счетную палату. Этот орган занимает уникальное положение в системе государственных институтов. Да, он формируется парламентом, но не является его частью. Не входит он и в систему федеральных органов исполнительной власти. Ведь президент страны, представляющий парламенту председателя палаты и его заместителя, как известно, не является главой исполнительной ветви власти. Но как высший орган государственного финансового контроля мы обязаны информировать парламент и общество о правильности и эффективности расходования исполнительной властью текущего бюджета. И социальная миссия Счетной палаты заключается в том, чтобы выполнять поручение граждан России, следить за тем, как исполнительная власть использует средства налогоплательщиков. Таким образом, контрольный орган по сути принимает на себя функции своеобразного института гражданского общества.

    - Но все же Счетная палата встроена в систему органов государственной власти и юридически не является организацией граждан.

    - Вы правы. Вот и надо, чтобы деятельность Счетной палаты дополнялась общественным контролем. Такие примеры уже есть. Начинает действовать, например, Российский союз налогоплательщиков. И это очень важно. Ведь по сути наше общество можно сравнить с открытым акционерным обществом, где рядовыми акционерами являются граждане страны - налогоплательщики. На выборах они избирают себе "правление" - президента и парламент. Однако нужна еще и ревизионная комиссия. Во всех цивилизованных странах эти функции возлагаются на органы государственного финансового контроля и на общественный финансовый контроль. Вот он-то и усиливает оппонирующую роль государственного контрольного органа. В этом же направлении, уверен, будет работать и Общественная палата.

    Кстати, усилению оппонирующей роли Счетной палаты способствуют, не удивляйтесь, и СМИ. В законе о СП России заложен принцип гласности - важнейший в гражданском обществе. Между прочим, в идентичных законах большинства других стран его нет. И хочу обратить ваше внимание на то, что, по данным независимых рейтинговых агентств, наша Счетная палата по степени информационной открытости прочно входит в первую пятерку российских федеральных структур. Ведь мы напрямую информируем граждан и власть о правильности и эффективности использования бюджетных средств, о тех нарушениях, которые обнаруживаем во время проверок. Как видите, государственный финансовый контроль вносит свой вклад в формирование в стране открытого общества, способствует выстраиванию конструктивных отношений между гражданами и властью.

    - Но, судя по тому, что вы являетесь еще и президентом Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), российская СП вовлечена и в международные отношения?

    - Президентство Счетной палаты в ЕВРОСАИ можно расценить как еще одно свидетельство интеграции России в сообщество цивилизованных народов. Можно даже сказать - в сообщество стран, институты которых привычно функционируют в конкурентной среде и выстраивают свою деятельность с учетом ее реалий. У Счетной палаты - почти четыре десятка соглашений о сотрудничестве с аналогичными органами за рубежом. Проводятся совместные либо параллельные проверки.

    Глобализация, при всех ее плюсах, неизбежно сопровождается "интернационализацией" преступных, особенно террористических сообществ. В 2001 году мы предложили создать Рабочую группу Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) по борьбе с международным отмыванием денег. Сейчас она уже сформирована, и теперь идет "наладка" взаимодействия с национальными правительствами.

    Я считаю, что совместная работа по обнаружению каналов финансирования международного терроризма может стать хорошим подспорьем в общей борьбе против нового вызова, которым ознаменовалось начало XXI века. Например, сегодня нередко возникают вот такие парадоксальные ситуации. Гражданин одной страны, объявленный в международный розыск, находясь на территории другого государства, финансирует политическую или иную деятельность групп, которые на его родине квалифицированы как преступные. Счетная палата выступает за включение в международную контрольно-финансовую деятельность пункта, привлекающего внимание к этой проблеме.

    - И все же каков, на ваш взгляд, главный итог 10-летней деятельности СП?

    - Мне кажется, он не в цифрах. В новой России былой контроль государства за умами граждан уступает место контролю граждан за финансами государства. И не в последнюю очередь это происходит благодаря Счетной палате.

    Поделиться