12.05.2006 03:40
    Поделиться

    Началась уникальная акция НАТО и России

    За 15 дней натовские эксперты, политики и дипломаты, а также их российские коллеги, двигаясь на Восток до Калининграда, будут объяснять, о чем советуются Россия и НАТО и к чему это может привести. 12 мая они окажутся в Новосибирске, а далее: 13 мая - Екатеринбург, 15 мая - Самара, 17 мая - Волгоград, 18 мая - Москва, 22 мая - Мурманск, 24 мая - Псков, 26 мая - Калининград.

    За организацию акции со стороны альянса отвечает Управление общественной дипломатии штаб-квартиры НАТО, которое в России представляет Информационное бюро НАТО в Москве. Основным партнером с российской стороны стал МИД России. О том, какие усилия две недели будут объединять Россия и НАТО, "РГ" попросила рассказать директора Информационного бюро НАТО в Москве Изабель Франсуа и официального представителя МИДа России Михаила Камынина.

    Изабель Франсуа | Взаимоотношения между Россией и НАТО развиваются весьма динамично. Мы добились многого в вопросах сотрудничества. Но, как и в любых взаимоотношениях, главная опасность - это рутина, когда мы перестаем обращать внимание друг на друга. Поэтому мы решили организовать это уникальное мероприятие, акцию "Россия-НАТО: объединяя усилия", акцию, подобной которой не было еще нигде и никогда.

    За те полтора года, что я работаю в России, я поняла, что, говоря о НАТО, русским людям в первую очередь на ум приходят негативные мысли. Я имею в виду первую инстинктивную реакцию. Мы должны преодолеть стереотипы времен "холодной войны", и я говорю не только об общественном мнении, которое существует в России. Но и о том, как многие на Западе продолжают думать о России. Свою задачу я вижу так: предоставление как можно большего объема информации, чтобы люди смогли сами разобраться, что к чему.

    Начинающаяся акция - это уникальная возможность встретиться, поговорить и услышать друг друга. Делать мы это будем на конференциях, концертах, выставках, а также спортивных соревнованиях - к примеру, хоккейных. За 15 дней мы проедем по всей России. Это очень важно, потому что мы прекрасно понимаем, что Россия это не только Москва или Петербург.

    Михаил Камынин | Мы рассматриваем отношения с НАТО как важный элемент глобальной и региональной безопасности. Страны альянса, как и Россия, сталкиваются с эскалацией вылазок террористических группировок, попытками террористов получить доступ к ОМУ и средствам его доставки. Очевидна потребность в совместных действиях перед лицом таких вызовов, как региональные кризисы, природные и техногенные катастрофы, наркотрафик, нелегальная миграция, торговля людьми.

    За весьма короткий исторический срок в наших взаимоотношениях с альянсом сделан гигантский шаг. От былой конфронтации - к взаимодействию. От взаимных обвинений и стереотипов - к формированию современных институтов сотрудничества, таких, как Совет "Россия-НАТО". Нам удалось сосредоточить совместную работу с альянсом на тех направлениях, которые отвечают долгосрочным интересам России и стран НАТО в сфере безопасности.

    Как партнеры, мы можем откровенно обсуждать и вырабатывать решения по урегулированию кризисных ситуаций. Вошли в практику и совместные военные учения. Совет "Россия-НАТО" становится сейчас той переговорной площадкой, где мы учимся вырабатывать согласованные подходы. Его деятельность, несомненно, способствует укреплению доверия и предсказуемости в наших отношениях.

    Значительный прогресс достигнут и на направлениях практического сотрудничества. Они охватывают весьма широкий спектр областей взаимодействия: от совместных проектов в сфере науки и охраны окружающей среды до подготовки к возможным совместным действиям по борьбе с терроризмом.

    Вместе с тем у общественности наших стран существует определенный дефицит информации о работе СРН, развитии сотрудничества с НАТО в целом. Начинающаяся акция как раз призвана содействовать объективному информированию общественности о деятельности СРН. При этом очевидно, что такие шаги необходимо предпринимать не только в нашей стране. Как показывает практика, об СРН в России знают больше, чем во многих государствах НАТО. Рассчитываем, что на паритетной основе аналогичные мероприятия будут проходить и на территории наших партнеров.

    Российская газета | С одной стороны чиновники НАТО, говоря о сотрудничестве с Россией, делают акцент на становящихся все более тесными партнерских отношениях. С другой стороны, альянс планомерно и последовательно размещает свои базы все ближе к российским границам. У наших ворот теперь не враг, но все же кто может дать гарантии, что в обозримом будущем натовские генералы не вспомнят о первоначальном предназначении организации?

    Франсуа | В НАТО уже десять лет идет процесс реформирования организации. И пути назад нет. Правда, пока еще не совсем ясно, что получится в итоге.

    13 лет назад НАТО состояло из 16 стран. Без партнеров и без участия в каких-либо военных операциях. Сегодня НАТО - это альянс 26 стран, которые одновременно участвуют в восьми различного рода операциях на четырех континентах. У НАТО 20 стран-патнеров, в том числе семь - в зоне Средиземного моря, четыре - в зоне Персидского залива, партнерские отношения со странами Азии, к примеру, с Японией, а также с Австралией и Новой Зеландией.

    Разумеется, очень важной частью нашей работы является партнерство с Россией.

    Или давайте поговорим о военных штабах. Когда я начинала работать в НАТО, их было порядка 60, а сейчас - около 20. Так что тенденция не к увеличению количества баз, а, наоборот, к уменьшению их. Вот почему совсем несправедливо говорить, что НАТО приближается к России. Подползает, окружает кольцом и так далее. На самом деле мы просто хотим смотреть дальше в направлении востока, юго-востока. Так что никаких новых натовских баз не нужно, и их не будет.

    Конечно, с другой стороны, возможны двусторонние договоренности между странами, входящими в НАТО, и каким-то другими странами. Примером может служить недавно подписанный договор между США и Болгарией об использовании уже существующих болгарских объектов американскими военными. Все это делается, конечно же, в рамках международных соглашений и, разумеется, при учете договора между Россией и НАТО о партнерстве.

    Камынин | Сейчас в НАТО идут неоднозначные процессы реформирования, дискуссии среди стран-членов о новой роли и нише альянса в современном мире. Учитываем тенденцию постепенного преобразования НАТО из военного блока в многовекторную организацию, занимающуюся вопросами безопасности в различных районах мира (Косово, Афганистан, Судан), помогающую в ликвидации последствий стихийных бедствий (ураган "Катрина" в США, землетрясение в Пакистане).

    С другой стороны, пока еще рано говорить о том, что в НАТО окончательно изжиты настроения прошлых времен конфронтации. Остаются в силе многие прежние инструкции и правила.

    Россия - не член НАТО, но мы внимательно следим за дискуссиями о дальнейшей судьбе организации. Убеждены, что окончательное перенацеливание потенциала альянса с задач территориальной обороны к реагированию на реальные, а не мнимые вызовы безопасности в строгом соответствии с международным правом, несомненно, отвечало бы интересам укрепления предсказуемости и стабильности.

    РГ | Прием каждого нового члена в Альянс - сложная и очень дорогостоящая процедура. При этом зачастую одной из главных причин вступления в НАТО политики из стран-кандидатов называют страх перед потенциальными имперскими амбициями России. Правда, с другой стороны, в этих же государствах можно слышать мнения о том, что у России больше не осталось "острых зубов". Так все-таки от кого прячутся новые члены альянса под натовским зонтиком?

    Франсуа | Давно прошли те времена, когда НАТО была организацией, направленной против кого-то. НАТО действует в интересах стабильности и безопасности в евроатлантической зоне. Эксперты могут говорить то, что они считают нужным, а я говорю о НАТО от имени НАТО. Пока общественность не начнет лучше понимать суть реформы НАТО, трудно будет понять, в чем суть расширения НАТО. НАТО исходит из пожеланий самих стран, а не занимается привлечением новых членов в свою организацию.

    Причем решение тех или иных стран присоединиться к какой-то структуре или организации в области безопасности, это суверенное решение каждого государства. Напомню, что российская сторона с этим полностью согласна. И тут речь идет не о стремлении от кого-то спрятаться. Это решение усилить стабильность и безопасность своего положения в рамках многонациональной структуры. К тому же не стоит забывать, что членство в НАТО это еще и принятие на себя новых обязательств, а также участие в новых миссиях, иногда достаточно сложных.

    Камынин | Простое географическое расширение НАТО, как показывает опыт, к кардинальным изменениям в положительную сторону не приводит. Возникают разве что новые разделительные политические линии. Безопасности же в Европе от этого не прибавляется. Не помогает расширение и бороться с совершенно иными, чем в годы "холодной войны", вызовами стабильности на континенте.

    Конечно, каждая страна самостоятельно выбирает пути и способы обеспечения своей безопасности, в том числе через развитие более тесных связей с военными структурами. Это право никто не оспаривает. Но при этом должны учитываться интересы безопасности и других государств. Надеемся, что этими принципами руководствуются и наши партнеры при выработке своей внешнеполитической линии.

    Сегодня созданы такие алгоритмы партнерства и взаимодействия с НАТО, которые позволяют сотрудничать по самому широкому спектру вопросов безопасности без формального вступления в альянс. Членство же сопряжено с распространением обязательств по коллективной обороне. Вопрос - от кого? Кто сегодня может угрожать, например, Украине или Грузии, руководство которых заявляет о намерении поскорее войти в НАТО? Делается ли это для реального вклада в его деятельность в сфере региональной безопасности или же для решения конъюнктурных задач в двусторонних отношениях с Россией?

    К сожалению, как показала недавняя практика, прием некоторых новых членов в альянс сопровождался антироссийской риторикой, в частности, попытками исказить политику России на постсоветском пространстве, политизировать вопросы энергобезопасности. Вряд ли это можно назвать полезным вкладом в дело борьбы с новыми вызовами безопасности.

    Мы - за укрепление доверия в наших отношениях, против создания новых разделительных линий в Европе. Убеждены, что путь к укреплению стабильности на евроатлантическом пространстве пролегает через реализацию иных схем.

    РГ | Нужна ли НАТО Россия в качестве члена альянса? Возможно ли это? Что получится в итоге - брак по расчету или соседи, и не больше?

    Франсуа | Судя по всему, Россия приняла решение строить свои взаимоотношения с НАТО в рамках Совета "Россия-НАТО". И, насколько я понимаю, никакого серьезного стратегического решения изменить этот формат не принято. Что будет дальше? Я гадать по хрустальному шару не умею и не собираюсь. У нас в принципе открытая организация. Мы никого не отталкиваем заведомо. Но еще раз хочу подчеркнуть, что членство в НАТО это не подарок и не сахар. Это довольно сложное дело.

    Камынин | Если говорить о перспективах развития отношений между Россией и НАТО в целом, то многое будет зависеть от того, как пойдут процессы трансформации альянса, какой облик и функции он будет обретать. Реальное продвижение по пути действенного партнерства возможно только при адекватном учете интересов безопасности России, совместном нахождении развязок по сохраняющимся проблемным вопросам наших отношений с альянсом. Поживем - увидим.

    Поделиться