Сухогруз "Камюст-1" погубила коммерческая тайна

Еще в прошлую среду сухогруз должен был прибыть с грузом металла из Астрахани в иранский порт Энзели. Последний раз экипаж судна выходил на связь неделю назад, но искать 12 человек экипажа начали только в субботу.

В Каспийском морском спасательном координационном центре Астрахани отрицают появившуюся в СМИ информацию, что поиски начались после полученного с судна SOS. "Никто сигнал бедствия не подавал. Идет поиск судна, не вышедшего вовремя на радиосвязь, - пояснил корреспонденту "РГ" дежурный капитан МСКЦ Николай Дробахин. - По правилам в восемь утра и в восемь вечера оно должно давать информацию о своем местоположении, курсе, скорости, времени прибытия в порт, состоянии погоды. Последний раз "Камюст" вышел на связь утром 11 ноября и больше не объявлялся".

Тем не менее, официальные поиски потерпевшего бедствие судна начались в средней части Каспийского моря лишь в субботу, то есть спустя неделю полной "тишины". В МСКЦ уверяют, что в первую очередь молчание экипажа должно было обеспокоить владельца судна - астраханскую судоходную компанию "Парадайз". Она и должна была инициировать поиски. "Судовладелец молчал. Мы его теребили, а он отвечал, что все держит под контролем, все отслеживает. Дело в том, что положение судна в море - это коммерческая тайна. Они там друг от друга прячутся, обгоняют, догоняют. У них же конкуренция. Поэтому достоверную информацию о маршруте и местонахождении судна знают только капитан и судовладелец", - сказали в спасательно-координационном центре. В "Парадайзе" корреспонденту "РГ" комментировать пропажу судна категорически отказались.

По словам Алексея Синельщикова, начальника отдела водного транспорта регионального министерства промышленности, спасательный координационный центр конечно же осуществляет мониторинг судоходства на основании донесений капитанов о местонахождении и планах по дальнейшему движению, поэтому отсутствие вестей с судна в течение нескольких дней должно было насторожить капитанов порта. "Бдительность, видимо, ослабла, ведь на Каспии как минимум лет пять не случалось такого, чтобы бесследно исчезло судно", - сказал корреспонденту "РГ" Синельщиков.

На вопрос о том, что могло произойти с судном, в МСКЦ корреспонденту "РГ" сказали только, что судно было 1968 года постройки, а срок эксплуатации таких судов - 22 года. Сухогруз вез на борту 2,2 тысячи тонн стальных изделий, но специалисты сомневаются, что причиной могла послужить перегрузка или неграмотная укладка груза. Есть определенная технология загрузки, чтобы не возникло крена в одну сторону. Как правило, отправка каждого корабля сопровождается выдачей сертификата безопасной погрузки. Соответствие загрузки судна его грузоподъемности проверяет специальный инспектор портнадзора. Так что теоретически выход неправильно погруженного судна исключен. Другое дело, что сейчас количество судов на Каспии неадекватно количеству грузов. По словам транспортников, груза намного больше, чем судов. Многие судовладельцы перегоняют свои суда из Каспия в Черное море, где фрахтовые ставки им выгоднее, потому, в частности, в связи с оживлением сочинского порта.

В поисках "Камюста" в субботу, воскресенье и понедельник было задействованы от 8 до 12 судов, в том числе корабли ФСБ России и Каспийской военной флотилии. С наступлением ночи поиск останавливался. Обследован район площадью свыше двух с половиной тысяч миль, но каких либо предметов с теплохода не обнаружено. В понедельник погодные условия позволили привлечь авиацию.