Рашид Нургалиев: Более 80 процентов ДТП происходит по вине самих водителей
Ежегодно в мире, по данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 1,2 миллиона человек, 20 - 50 миллионов получают травмы, а суммарные экономические потери превышают 500 млрд долларов. Огромный ущерб, который наносит государствам дорожно-транспортный травматизм, позволяет отнести его к основным угрозам современности.
Прогноз динамики дорожно-транспортных происшествий в мире, проведенный международными экспертами FIA, свидетельствует о том, что, если не предпринять необходимых мер, смертность и инвалидность к 2020 году возрастут на 67 процентов. Травматизм от дорожно-транспортных происшествий с нынешнего девятого поднимется на третий уровень по значимости глобальной причины смертности.
Мировое сообщество, осознавая опасность, вызванную аварийностью на дорогах, принимает активные совместные меры для предотвращения этой угрозы. О чем свидетельствует принятие трех резолюций Генеральной ассамблеи ООН, в которых особо подчеркивается необходимость объединения усилий всех стран.
Угрозы на колесах
Проблемы на дорогах особенно обострились в 90-е годы, когда практически вся система государственного управления безопасности движения была разрушена. Перестал проводиться предрейсовый медицинский контроль водителей, были ликвидированы службы и инженеры дорожного движения. В результате перехода к рыночной экономике 90 процентов автопарка перешло в собственность физических лиц. Стремление к получению максимальной прибыли стало причиной того, что на линию выпускался транспорт с неисправностями, морально и физически устаревший. Смена социальных ориентиров вызвала бурный рост правового нигилизма, пренебрежение к социально-правовым нормам, ощущение безнаказанности и вседозволенности. В результате, в России число нарушений примерно в полтора раза превысило численность автопарка. Превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, алкоголь стали причиной почти 70 процентов дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями. За 10 лет, с 1996 по 2005 год, погибли около 315 тысяч человек, около двух миллионов получили увечья. Количество погибших в результате ДТП на российских дорогах составило треть от всех погибших в Европе. В нашей стране был один из самых высоких показателей смертности на 100 тысяч населения. В 2001 году на дорогах погибли 30 916 человек, ранены 187 790 человек, в 2002 году - 33 243 и 215 678 соответственно. А в 2004 году произошло уже свыше 208 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тысячи человек.
Таким образом, ежегодно в России погибало более 30 тыс. человек, получали травмы не менее - 280 тыс. Причем пострадавшие относились к наиболее активной, трудоспособной части населения. Дорожно-транспортный травматизм являлся причиной высокой смертности среди детей и молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, что подрывало демографический потенциал страны.
Большинство дорожно-транспортных происшествий было связано именно с сознательным невыполнением требований безопасности участниками движения. Несоблюдение скоростного режима, очередности проезда, отсутствие права управления, выезд на полосу встречного движения, неправильный выбор дистанции, нарушение правил проезда пешеходного перехода, управление транспортным средством в нетрезвом виде, нарушение правил перестроения, превышение установленной скорости, нарушение требований сигнала светофора или регулировщика - перечень нарушений можно продолжать и продолжать. Конечно, причинами ДТП являются не только злоупотребления со стороны водителей. Нередко сами пешеходы становятся нарушителями правил дорожного движения.
Значительно ухудшилось состояние дорожной инфраструктуры, которое не только не отвечало требованиям технического регламента, но и потребностям растущей автомобилизации населения. Дорожная сеть не соответствовала интенсивности транспортных потоков, и как результат - перегруженность основных магистралей в два-три раза. Эти обстоятельства стали причинами каждого пятого дорожно-транспортного происшествия.
К 2004 году в нашей стране на дорогах практически сложилась критическая ситуация. Обеспечение безопасности дорожного движения стало неотъемлемой составляющей укрепления национальной безопасности России. Только объединив усилия государственных органов и общественных институтов, можно было кардинально изменить ситуацию на дорогах. Масштаб проблемы требовал от руководства страны разработки национальной стратегии по безопасности дорожного движения и детального плана действий с учетом мирового опыта, использование которого должно способствовать реальному решению национальных задач дорожной безопасности.
Трое главных в большой проблеме
Проблема безопасности дорожного движения, защита человека, его жизни и здоровья была рассмотрена на заседании президиума Госсовета РФ в ноябре 2005 года и дважды отмечена в посланиях президента Федеральному Собранию. Задача, поставленная тогда Владимиром Путиным, потребовала пересмотра государственной политики, мобилизации усилий всех ветвей власти, институтов гражданского общества и, в конечном счете, всех граждан страны. Устранение причин и условий аварийности стало одним из основных национальных приоритетов.
В перечень мер, направленных на коренные изменения в этой области, входят правильно спроектированные дороги и управление дорожным движением, более высокие стандарты на автотранспортные средства, соблюдение правил дорожного движения и контроль со стороны компетентных органов. Но главное - это разработка и принятие национальной стратегии дорожной безопасности и плана действий по ее реализации. Для эффективной системы безопасности дорожного движения чрезвычайно важно иметь развитые национальные системы надзора за травматизмом, которые бы давали достоверные данные о ДТП и травмах, систематизировали и классифицировали риски, определяли роль общественных и государственных институтов ответственности за безопасность на дорогах.
Основными стратегическими направлениями в области обеспечения безопасности дорожного движения должны стать:
- консолидация усилий государственных органов всех уровней, муниципальных образований, общественных институтов, средств массовой информации и граждан;
- совершенствование действующего законодательства, необходимого для построения единой, целостной системы управления в данной сфере;
- ориентирование деятельности государственных и общественных институтов на предупреждение противоправного поведения водителей и пешеходов;
- внедрение современных технологий;
- принятие и реализация профилактических мер.
Приоритетами в области обеспечения безопасности дорожного движения определены участник дорожного движения, транспортное средство и дорожная инфраструктура. Действительно, нельзя винить только участника ДТП, как это было принято в прошлом. При разработке стратегии обеспечения безопасности дорожного движения в стране следовало создать и современную инфраструктуру, что, безусловно, потребует значительных капиталовложений.
В то же время, как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего "человеческий фактор" рассматривается в качестве ключевого направления. Поэтому, именно на формировании правового сознания граждан требуется сделать основной акцент. Причем начинать следует уже в дошкольных образовательных учреждениях. Особая роль при этом отводится средствам массовой информации. Значимым является и проведение различных пропагандистских акций, общественных конференций, форумов, через которые целенаправленно формируется общественное сознание.
Таким образом, сегодня проблема обеспечения безопасности дорожного движения - одна из важнейших социально-экономических задач России, решить которую возможно только совместными усилиями органов государственной власти различных уровней при партнерстве общественных институтов.
В последние годы в нашей стране предпринимается ряд действенных мер в области обеспечения безопасности дорожного движения, основанных на консолидации усилий органов государственной власти, муниципальных образований, общественных объединений, средств массовой информации и граждан. Совершенствуются нормативная база, специальные контрольно-надзорные функции.
Строже спрос - меньше травм
Начиная с 2005 года, после оценки сложившейся ситуации, в стране был взят курс на защиту жизни и здоровья человека на дорогах. Для чего на национальном уровне был принят целый ряд нормативных правовых актов.
Принятие федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", а затем и региональных и муниципальных программ значительно активизировало действия государства, направленные на снижение дорожно-транспортного травматизма. Реализация этой программы направлена на сокращение числа погибших в ДТП к 2012 году в полтора раза по сравнению с 2004 годом. В ней предусмотрено принятие организационно-плановых и инженерных мер улучшения организации движения транспорта и пешеходов, развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП, совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Сюда же входят мероприятия по формированию правового сознания, предупреждению опасного поведения участников дорожного движения.
В рамках программы ставятся и задачи повышения уровня технической оснащенности подразделений Госавтоинспекции, социальной защищенности сотрудников, улучшения их медицинского обслуживания в связи с особыми условиями труда и материального обеспечения.
В настоящее время создана правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которая координирует действия федеральных органов исполнительной власти в этой области. В задачи комиссии входят и реализация основных направлений, определенных Федеральной целевой программой, и оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, и проблемы подготовки водителей в автошколах. Уже в первые годы работы комиссии, несмотря на очень высокие темпы автомобилизации, существенно замедлился рост количества ДТП с пострадавшими. В 2005 году по сравнению с 2004 годом на 3,2 процента сократилось число ДТП по вине водителей автобусов, на 8,4 процента - по вине пешеходов, на 14,6 процента - ДТП с особо тяжкими последствиями. Более чем на 1 тысячу уменьшилось число пострадавших детей. На 8,4 процента снизилась аварийность по вине нетрезвых водителей.
Только на федеральном уровне начиная с 2006 года по настоящее время принято 160 нормативных актов различной юридической силы. В их числе 20 федеральных законов, 8 указов президента РФ, 50 актов правительства, более 90 ведомственных и межведомственных нормативных актов, принятых федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
По инициативе министерства был внесен ряд изменений в Кодекс об административных правонарушениях, направленных на совершенствование системы контроля по соблюдению правил дорожного движения, механизма исполнения административных наказаний, усиление административной ответственности за совершение наиболее грубых нарушений, устранение противоречий, пробелов и дублирования норм. В частности, внесены поправки, повышающие ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Кроме этого, установлена ответственность за нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства, за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Такие изменения дали положительный результат. Если по итогам работы в период за 2004 год число ДТП с участием нетрезвых водителей сократилось на 9,5 процента, а их доля составила 13,1 процента, то в 2005-м - 14 и 10,8 процента соответственно.
Учить начиная с детства
В целях оптимизации деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за обеспечением безопасности дорожного движения с ноября 2008 года введен в действие Административный регламент МВД России по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. В нем определена процедура постановки автомобилей на учет, выдачи соответствующих документов и номерных знаков, что облегчает этот процесс для автолюбителей и защищает их от коррупционных проявлений.
С сентября 2009 года введен в действие Административный регламент, определяющий порядок действий сотрудников органов внутренних дел по реализации названной государственной функции. Проводится постоянная работа по осуществлению широкого спектра мер, направленных на совершенствование законодательства в этой области, развитие правосознания граждан как неотъемлемых участников дорожного движения. Улучшена система обучения правилам вождения автотранспортных средств и получения прав управления транспортным средством. Министерством разработана новая методика проведения квалификационных экзаменов при получении прав на управление транспортными средствами, которая будет введена в действие в 2011 году. Основное новшество заключается в том, что теоретический и первые этапы практического экзамена будут проходить в автоматизированном режиме. Практический экзамен проводится на автоматизированном автодроме, и весь процесс фиксируется с помощью специальных датчиков аудио- и видеонаблюдения, передающих данные в диспетчерский пульт. Результаты испытаний будут храниться в электронном виде. Вводимая процедура позволит исключить и коррупционную составляющую, "человеческий фактор", а также повысить объективность результатов экзамена на получение права управления транспортным средством.
Принятые многочисленные нормативные акты по восполнению существующих пробелов посвящены регламентации различных направлений деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Вместе с тем действующая правовая основа деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения еще несовершенна. Имеются пробелы в нормативном регулировании механизма координации деятельности органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно регламентированы вопросы финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. В некоторых регионах происходит даже сокращение объемов выделяемых денежных средств на реализацию мероприятий местных программ безопасности дорожного движения. Только в 22 субъектах Федерации объемы бюджетных средств на региональные программы снизились почти на 900 млн. рублей. Не отвечает современным требованиям и нормативно-техническое обеспечение организации движения транспорта и пешеходов, особенно в городах. Законодательство об административных правонарушениях в области дорожного движения не обеспечивает на должном уровне реализацию главной задачи - предупреждение правонарушений. Фактически отсутствуют нормы, стимулирующие участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Все еще остаются нерешенными такие важные вопросы, как организация медицинского обеспечения в сфере безопасности дорожного движения. В частности, это касается определения периодичности обязательных медицинских освидетельствований и порядка их проведения, перечня медицинских противопоказаний, при которых запрещается управлять транспортными средствами. Нуждается в коррекции и процедура прекращения действия права на управление транспортными средствами в случае ухудшения здоровья водителя, когда это ухудшение препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
К сожалению, до настоящего времени еще не определен спектр контрольных и надзорных полномочий между субъектами, участвующими в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Сегодня назрела необходимость в решении следующих проблем: обязательное выделение земель для организации стоянок и парковок транспортных средств; совершенствование правового регулирования системы подготовки кандидатов в водители; введение в школьные программы дисциплины по изучению правил дорожного движения; совершенствование механизмов экономического стимулирования безаварийной эксплуатации транспортных средств.
Электроника поймает лихача
Таким образом, только комплексная реализация стратегических направлений в области обеспечения безопасности дорожного движения усилиями государственных органов всех уровней, муниципальных образований, общественных институтов, средств массовой информации и граждан позволит изменить состояние безопасности на дорогах страны.
В число главных стратегических приоритетов развития страны входит дальнейшее развитие инфраструктуры обеспечения безопасности дорожного движения, одной из составляющих которой является техническое переоснащение министерства.
С 2005 года осуществляется внедрение аппаратно-программных комплексов идентификации транспортных средств по государственным регистрационным знакам, используются малогабаритные измерители скорости "Радис" и "Беркут". Разработана и совершенно новая модификация лазерного измерителя скорости и дальности ЛИСД-2, который позволяет идентифицировать транспортное средство, допустившее превышение скорости. Апробированы и широко внедряются новейшие интеллектуальные системы для обнаружения нарушений скоростного режима - система "КРИС-С", проезда на запрещающий сигнал светофора - аппаратно-программный комплекс "Автоураган". С помощью этого комплекса возможна передача цифровых данных и видеоматериалов до полутора километров на передвижной пост или автомобиль ДПС по радиоканалу, что позволяет более гибко управлять силами ГИБДД для оперативного реагирования на изменение дорожной обстановки. АПК может применяться для распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств и проверки их по различным базам данных в целях контроля скоростного режима и фиксирования факта нарушения, видеофиксации различных нарушений ПДД в видеорежиме, таких, как пересечение сплошной линии разметки, проезд на красный свет. Электронные системы видеонаблюдения позволяют автоматически выявлять в потоке автотранспортные средства определенной марки и типа, а портативные системы визуального наблюдения при необходимости, позволяют инспектору обнаружить скрытое взрывное устройство по характерным признакам.
Для своевременного получения медицинской помощи на российских дорогах создаются пункты ее оказания с часовой транспортной доступностью, осуществляется строительство и оборудование вертолетных площадок для экстренной помощи.
Формирование федеральной информационной системы МВД России позволило объединить все виды специализированных учетов, которые ведутся на федеральном и региональном уровнях в единое информационное пространство, обеспечив доступ к ним всех подразделений Госавтоинспекции.
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий способствовало созданию магистральной информационно-аналитической системы "МИАС". Она позволяет анализировать информацию о дорожно-транспортных происшествиях, направлениях аварийности на автомототранспорте, количестве транспортных средств на дорогах, данных об угонах автомобилей. Теперь информация об угоне сразу же становится доступной всем подразделениям МВД, где бы они ни находились. На обработку запроса требуется от 20 до 60 секунд.
Реализация государственных мероприятий, начатых с 2005 года, отразилась и на основных показателях в сфере безопасности дорожного движения. Так, в 2006 году по сравнению с 2005 годом зарегистрировано на 5798 ДТП больше, а число погибших сократилось на 1233, что свидетельствует об активной деятельности в этом направлении. Снижение показателей отмечено и в 2008 году. Почти на 15,5 тысячи уменьшилось количество ДТП. На 21,3 тысячи меньше стало пострадавших в ДТП, а погибших в них - на 3372 человека. В прошлом году также сократилось количество происшествий, в которых пострадали дети и подростки. В первом полугодии нынешнего года продолжилась наметившаяся по итогам 2008 года тенденция снижения основных показателей аварийности. Зарегистрировано 84 365 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 10 277 и получили ранения 106 392 человека. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП, число погибших и раненых в них людей уменьшилось на 7,2 процента, 13,4 процента и 5,4 процента соответственно. Сократилось и количество ДТП с участием детей на 9,6 процента, в том числе со смертельным исходом - на 16,5 процента.
Сотрудник в форме - образец для подражания
Техническое перевооружение подразделений МВД по обеспечению безопасности дорожного движения создаст необходимые условия для эффективной работы сотрудников органов внутренних дел и повысит уровень защищенности прав и свобод участника дорожного движения.
Внедрение новых технологий невозможно без серьезных изменений в профессиональной подготовке сотрудников Госавтоинспекции. В этих целях Орловскому юридическому институту МВД России придан статус научно-образовательного центра по подготовке специалистов для подразделений ГИБДД.
Сотрудникам Госавтоинспекции следует помнить о том, что, требуя исполнения закона гражданами, они сами должны показывать пример образцового поведения на дорогах, в совершенстве знать правила дорожного движения, быть способными первыми прийти на помощь пострадавшим людям. Не просто вернуть доверие к службе и преодолеть весь этот накопившийся за последнее десятилетие негатив, но делать это необходимо безотлагательно.
Недавние трагедии в Ростовской области и Краснодарском крае, ежедневные сводки о многочисленных авариях со смертельным исходом заставляют вновь и вновь обращаться к вопросу безопасности на дорогах, ответственности граждан - участников дорожного движения.
Поэтому не случайно президентом страны Дмитрием Медведевым принято решение рассмотреть на одном из заседаний президиума Госсовета проблемы безопасности дорожного движения. Правительству, министерству образования и науки, минздравсоцразвития, минюсту и МВД России поручено подготовить конкретные предложения в этой области. В их числе - по разработке долгосрочной программы информационного сопровождения мер по обеспечению безопасности дорожного движения, включая соблюдение правил дорожного движения и повышение культуры поведения на дорогах. Дальнейшему развитию должны подвергнуться партнерские отношения между органами государственной власти и гражданским обществом, включая обеспечение гражданам возможности информировать органы внутренних дел о неправомерных действиях сотрудников Госавтоинспекции и иных фактах, угрожающих безопасности дорожного движения. Должны быть осуществлены мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке водителей транспортных средств, перевозящих пассажиров и грузы на регулярной основе. Необходимо увеличить продолжительность обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах по соответствующим учебным программам. При необходимости рекомендовано внести изменения в государственные образовательные стандарты.
Указанные проблемы будут обсуждаться и на первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения, которая состоится в Москве в ноябре нынешнего года. Открытый диалог позволит выработать единые подходы к формированию и реализации социально значимых целей по обеспечению безопасности дорожного движения. А именно снизить аварийность и дорожно-транспортный травматизм, повысить правовую культуру участников дорожного движения и уровень безопасности автотранспортных средств, усовершенствовать дорожно-транспортную инфраструктуру. Такая готовность действовать в интересах общества - залог успешного решения проблем глобальной и национальной безопасности дорожного движения.