08.02.2010 00:10
    Поделиться

    В "Современнике" сыграли легендарную пьесу "Джентльменъ"

    В "Современнике" появилась пьеса Сумбатова-Южина "Джентльменъ"

    В год чеховского юбилея "Современник" решился поставить две пьесы, написанные не юбиляром, но авторами его времени. Так на сцене театра появилась пьеса Сумбатова-Южина "Джентльменъ", написанная им в 1897 году. Поставил пьесу Евгений Каменькович.

    За Сумбатовым-Южиным утвердилась прочная репутация драматурга второго эшелона, к которому вместе с ним принадлежал и создатель Художественного театра Немирович-Данченко. В соавторстве с ним Сумбатов написал несколько пьес, но не эту. Эту, поставленную в Малом театре, вскоре закрыли за ее острую памфлетную сатиру на журналистские нравы конца позапрошлого века. Закрыли по требованию просвещенной публики и прессы, оскорбленной сумбатовским памфлетом до глубины души. В спектакле "Современника" тоже предстает ядовитый памфлет, для плезиру и точности одетый Павлом Каплевичем в роскошные костюмы и декорированный с шиком самых гламурных московских вечеринок.

    Что там, за этим глянцем?

    Герой Артура Смольянинова Ларион Рыдлов, розовощекий самовлюбленный фанфарон, богатый московский купец, делец во втором поколении, уже не столько интересуется самими деньгами, сколько влиянием на умы и нравы. Написав роман "Бездна" о "двойственности человеческой природы", он идет дальше - собирается издавать влиятельную и модную газету. Цинизм и готовность продаться под любой "формат", убийственно знакомое название предполагаемой газетки - "Эхо" (именно так у Сумбатова), пошловатые и знакомые до боли речи "журналистов" создают в спектакле атмосферу убийственной пародии на современные нравы. Именно за это пьесу Южина когда-то и прикрыли, несмотря на то, что в ней блистала юная Мария Ермолова, игравшая невесту богача, первую московскую красавицу.

    В "Современнике" ее играет Марина Александрова. Именно с их свадьбы и начинается спектакль Каменьковича, в котором жених и невеста выезжают на белых огромных слонах (муляжах, по счастью), а все гости одеты в шикарные костюмы а ля рюс. Уж кто-кто, а Галина Волчек и ее театр прекрасно знают этот московский стиль - постоянный партнер и друг театра Михаил Куснирович нередко закатывает роскошные парти в ГУМе или еще где-нибудь.

    Атмосфера "все куплю" разлита во всем воздухе этого общества, где репутации складываются из ничего - были бы деньги. Шик легко балансирует на грани кича или даже переходит эту грань - так именно царствует сегодня индустрия гламура: все, что еще недавно считалось пошлостью, становится проявлением хорошо тона.

    Только лишь героиня Александровой - милая Катя - тоскует, как птичка в золотой клетке. В длинных косах, смущенно улыбаясь, она ждет любви, но, не обнаружив ее ни в муже, ни в романтическом воздыхателе (Иван Стебунов), она превращается к финалу в роскошную и холодную диву, при взгляде на которую трепещет ее супруг.

    Это превращение живой пташки в светскую Медузу Горгону, совершенное под влиянием купчихи-свекрови (ее властно и царственно играет Елена Козелькова), становится главным аттракционом этого и без того полного эффектов и довольно затянувшегося спектакля. В зале пылают огни, в центре висит модная дизайнерская елка, уже горит огнями надпись "С новым, 1898 годом!", когда бежавшая было из семейного гнезда пташка возвращается в него в снегуркином белом пальто и с косами, царственно уложенными в прическу, совсем как у главной украинской дивы. И в том, как властно она молчит, ясно, что она не будет больше трепетать и надеяться, а просто возьмет полную власть над циничным и подлым миром и устроит в нем все по-своему - элегантно и мертво.

    Сумбатов-Южин, сто с лишним лет назад написавший эту пьесу, конечно, не думал, что в начале ХХI века она окажется столь злободневной. И в этом Каменькович не ошибся. Другое дело, что в ней актеры существуют именно для того, чтобы как и сто с лишним лет назад репортеры написали о них: "В роли сводни, мисс Уилькс, блистала Марина Хазова". Или: "Превосходно дал образ истерически-восторженного литератора Остужева Иван Стебунов". Или: "Зал был заворожен страстными обличительными монологами учителя, честного журналиста и приват-доцента университета Вадима Петровича Горева в исполнении Николая Попкова".

    И хоть картина нравов точная и весьма современная, но все же, воля ваша, господа, Сумбатов-Южин - не Чехов.

    Поделиться