МВД: В Ростовской области на М4 за год произошло 6278 ДТП

Ситуация на крупнейшей транспортной артерии юга М4 "Дон" стала критической.

Только в пределах Ростовской области на протяжении 342 километров, от Воронежской области до Краснодарского края, за год произошло 6278 ДТП, в которых погибли или пострадали люди. Это составляет десять процентов от общего вала автостолкновений, которые зарегистрированы в регионе.

В ближайшие годы нагрузка на федеральные трассы, особенно в период проведения сочинской Олимпиады, возрастет еще больше. Готовы ли наши службы к этому? Что делается для улучшения безопасности людей на дорогах? Об этом шла речь на круглом столе представителей МЧС, ГИБДД, дорожных служб и медиков. В редакции "РГ" собрались ответственные руководители: начальник управления пожарно-спасательных сил Южного регионального центра МЧС России Юрий Землянский, и.о. начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Александр Ревин, начальник отдела по содержанию дорог "Севкавуправтодора" Сергей Ефимов и начальник управления лечебно-профилактической помощи министерства здравоохранения Ростовской области Александр Крат.

Семь с половиной минут

За последние полгода на территории ЮФО произошло три крупных ДТП с участием рейсовых автобусов, и потому особенно тяжких, 11 - с десятками пострадавших. По статистике число ДТП по сравнению с предыдущим годом меньше, но приносят они все больше смертей.

- Спасательные службы делают все, чтобы уменьшить тяжесть последствий ДТП, - сказал Юрий Землянский. - Прибытие спасателей и пожарных, не зависимо от места, где случилась авария, происходит в среднем за 7,5 минуты. По этому принципу дислоцированы спасательные подразделения.

В Ростовской области еще несколько лет назад была создана региональная программа оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, отработан алгоритм всех действий. Сегодня в ней участвуют 17 лечебных учреждений, 14 из них обслуживают непосредственно М4. Отлажено взаимодействие соседних территорий при массовых авариях. Например, самарская больница только забирает пострадавших, которых сразу везут в батайскую ЦГБ, минуя этап маломощной больницы. Сегодня ростовский опыт организации помощи перенесен на все федеральные трассы.

Как отметил Александр Крат, в целом наблюдается снижение числа пострадавших, которые умерли после попадания в больницу. Но радоваться причин нет: просто больше смертельных исходов из-за тяжести аварий происходит на месте или по пути в больницу.

Разбор полетов

Аварии на федеральной трассе имеют самые тяжелые последствия. За полгода на ней погибло сто человек. Это очень много: три взвода, по образному выражению Александра Ревина, напомнившему о том, что на дорогах идет настоящая война.

- Причина такой ситуации - увеличение количества транспортных средств, - анализирует показатели аварийности Александр Ревин. - Только у нас в регионе зарегистрировано полтора миллиона автомобилей. За год их число увеличилось на 70 тысяч. Вторая причина - транспортная дисциплина водителей. Сегодня за рулем очень много молодых ребят, со стажем вождения до трех лет, много женщин, которые в сложных ситуациях, не в обиду скажу, могут повести себя неадекватно.

В итоге проходимость М4, особенно летом, достигает 60 тысяч автомобилей в сутки. При такой нагрузке дорога должна быть никак не ниже первой категории. Однако только редкие участки трассы дотягивают до этого статуса. Много претензий к дорожникам. Есть проблемные участки на федеральной трассе, там необходимы разделительные барьеры. В 2009 году произошла страшная трагедия: 17 человек погибли, более 20 пострадали. Сейчас только выделены деньги на реконструкцию этого участка. Дорожники обещали построить шумовые полосы, светящийся "кошачий глаз", чтобы водители лучше ориентировались на дороге. Движение у поселка Тарасовского никакой критике не поддается. Трасса реконструируется с 2005 года, только к 2013 году планируется завершить ремонт.

40 процентов аварий происходит из-за превышения скорости и выезда на встречную полосу. Непонятно, куда и зачем спешат водители.

На 822-м километре трассы водитель частного автобуса не справился с управлением, не поделил дорогу с "КамАЗом", двигавшемся в попутном направлении. В салоне ехали 13 человек. Подняли статистику по административной практике: этот водитель десять раз привлекался за нарушения правил, и в том году трижды за нарушение скоростного режима.

- Следует вернуться к балльной системе учета нарушений и отбирать права за большое количество нарушений, - предлагают участники круглого стола. - А уж за вождение в состоянии алкогольного опьянения лишать прав не на полтора года, а на все пять лет. Ведь страдают не только эти горе-водители, а те, кто находится рядом с ними. Ужесточение наказаний в стране идет, и мы только за увеличение требовательности и ответственности.

Возле Самарского поста частный владелец "Газели" выехал на встречку, столкнулся с иномаркой. Два человека погибли, 11 пострадавших. Когда начали разбираться, обнаружилось, что водитель маршрутки в 2009 году был лишен прав после результатов медосвидетельствования.

Кстати, по словам Александра Крата, еще в 2008 году минздрав Ростовской области разработал свою форму медсправки для водителей (тогда не было единой федеральной формы). Документ был серьезный: со степенями защиты, сквозной нумерацией. По реестру выдаваемых справок в любой момент можно было узнать все о том, кто получил права, где и кем выдана справка. Ростовский опыт использовало федеральное министерство, унифицировав документ. Но при этом теперь выпускают его в Краснодаре. И бесценный банк данных утерян.

Без руля и без ветрил

По вине водителей автобусов зарегистрировано 22 ДТП, в которых погибли 3 человека и 43 человека получили ранения. В донской полиции проверили весь парк пассажирского транспорта. Только в Ростове, по данным ГУ МВД России по РО, выявлено 904 единицы неисправного транспорта, в их числе 726 автобусов. Они выходили на линию с неисправностью рулевого управления - 48 фактов, тормозной системы - 2 факта, с неисправностью внешних световых приборов - 436 фактов, с износом протектора шин, превышающим допустимый - 130 фактов.

- Посмотрите - сплошь и рядом виноваты водители частных маршрутов, - говорит Александр Ревин. - У ГИБДД забрали функцию лицензирования и контроля за маршрутами. Кто проверяет, куда они должны ехать, как и с какой скоростью?

После реорганизации МВД сократили в регионе 700 сотрудников ГАИ - а это 350 нарядов, которые несли дежурство на трассах. Оставшиеся выполняют множество функций: сопровождают МЧС, детские автобусы, выезжают на оформление ДТП, каждое из которых продолжается минимум четыре часа. Трасса осталась без контроля.

На каких машинах ездят люди? В летнюю жару в машинах отечественного производства, не оборудованных кондиционерами, порой там трудно даже дышать. Водители-сердечники хватаются за сердце. Госавтоинспекция предложила депутатам заксобрания принять закон об использовании не более 10 лет машины для перевозки людей и не более пяти лет - такси.

Другой вопрос: почему за страшные ДТП расплачивается только сам водитель, допустивший аварию,а руководитель предприятия, где он работает, всегда остается в стороне? Ответственность, по мнению Сергея Ефимова, должны нести оба. Сегодня практически нет контроля за частным извозчиком, сколько ему нужно денег, столько времени он и находится за рулем. Это гибельная практика.

- Частный автобус за 12 часов мчит пассажиров из Ростова в Москву. Я один раз проехал на быстрой легковушке этот путь, тоже за 12 часов, - но напряжение было громадное, - рассказывает Юрий Землянский. - Есть коммерческие рейсы из Махачкалы в Москву - даже с двумя сменными водителями такой марш-бросок просто опасен.

- Еще одна проблема - грузовые перевозчики. Они зарабатывают деньги и стремятся выполнить заказ как можно быстрее, - добавил Сергей Ефимов. - Никто не может проконтролировать, сколько часов они за рулем. И никто не гарантирует, что они не заснут в дороге. Самые страшные аварии - с участием потерявшего управление многотонного автомобиля с грузом.

Как бы ни были отремонтированы дороги, которые, кстати, такие махины разбивают в час, как бы ни были укомплектованы службы МЧС и скорой помощи, но пока у людей не будет элементарной культуры и самоконтроля, внутренней ответственности, дело не сдвинется с мертвой точки.

Но спрос рождает предложение.

Железнодорожники так задрали тарифы на перевозку людей и грузов, что спрос на поездки по железной дороге резко сократился. А ведь когда-то именно железнодорожный транспорт был самым доступным в стране. То же и с водным транспортом. В итоге все люди и грузы перекочевали на злосчастные автомобильные дороги.

Из черноморских портов в центр России, на Урал, в Сибирь и обратно идут фуры, груженные как баржи и поезда. С карьеров Ростовской области в Астрахань и Калмыкию везут щебень, загружая вместо положенных 38 все 60 тонн, и едут, разбивая оставшиеся дороги.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ НА М4

До Олимпиады трасса М4 станет полностью четырехполосной, с разделительными полосами и транспортными развязками. Левых поворотов не останется. Будет разобран старый Аксайский мост и возведен новый.

В этом году будет заменено 565 дорожных знаков и установлен 1131 новый. Такое большое количество обусловлено тем, что дорожные знаки будут дублироваться на противоположной стороне трассы. Это важно в тех случаях, когда автомобиль движется по второй полосе, и дорожный знак, установленный справа, может заслонить фура или автобус.

Участники круглого стола пришли к выводу, что нужно полностью запретить наземные пешеходные переходы. Обозначение их при скорости 90 км/ч водитель просто не успеет увидеть. Пока найден альтернативный путь решения: ярко-желтые широкие полосы перехода видны издалека, предупреждая водителя о необходимости сбавить скорость.

В период подготовки к Олимпиаде планируется создание 10 вертолетных площадок. Опыт использования вертолетов в Северо-Западном региональном центре и Москве показал эффективность этого вида спасательной помощи. По словам Юрия Землянского, люди гибнут, когда упущен первый час, пока специалисты прибыли на место, пока вытащили пострадавших из машины, пока перевезли в больницу... С использованием вертолетов значительно сокращается это время. Сколько бы это ни стоило, человеческая жизнь намного дороже.

Места под вертолетные площадки уже выделены, прошли все согласования. Дислокация рационально рассчитана по всей трассе "Дон". На каждой площадке будет дежурить вертолет и два экипажа спасателей. И все они будут связаны с ближайшими медицинскими учреждениями.

Цифра

40 процентов аварий на трассе происходят из-за превышения скорости и выезда на встречную полосу.

По данным ГУ МВД РФ по РО