25.07.2012 23:09
    Поделиться

    Ирина Евтеева: "Арвентур" будет фильмом-дилогией

    Герои Александра Грина оживут в фильме Ирины Евтеевой
    Художник-аниматор Ирина Евтеева создает фильмы в необычном жанре - "игровая анимация". На создание 30-минутной картины уходит не менее года!

    Вы как-то сказали: "Я понимаю, что снимаю кино не для массового проката". Кто ваш зритель?

    Ирина Евтеева: Были ретроспективы моих работ в Англии, Франции, Испании, Италии. Были показы и у нас в стране, на фестивалях в Ханты-Мансийске, Вологде. Но, конечно, большинство зрителей скачивают фильмы из Интернета. Конечно, можно смотреть фильм и дома на компьютере, если хорошее качество. Но это уже не тот эффект... Вот я хочу показать студентам классику на диске, а он ужасного качества. И начинаешь объяснять, что замечательная черно-белая картина Антониони "Затмение" на самом деле решена на тончайших световых градациях. А на диске - серятина... На кафедре кино- и фотоискусства веду курс кинодраматургии. Учимся смотреть кино профессионально, понимать, как фильм построен: как рождаются эпизоды, как соотносится пластический ряд, насколько можно считывать изображение благодаря кинематографическому почерку режиссера. Многие мои знакомые операторы, художники сейчас вынуждены работать на сериалах (иначе совсем нет работы) и рассказывают, как на площадке режиссеры и актеры читают сценарий и прямо на ходу вместе придумывают, как и что снимать. Раньше такое нельзя было представить. Художественный фильм так скоропалительно не делается. Процесс создания - долгий, кропотливый, интересный. А тут недавно пришло распоряжение о сокращении часов курса, и теперь я буду заниматься со студентами не четыре года, а полтора. С ужасом жду следующего учебного года.

    Много лет кинематографисты говорят о главной проблеме - отсутствии хороших сценариев. Наконец поняли, что нужно воспитывать будущих сценаристов, и для этого, говорят продюсеры, надо привлечь американцев. Ваше мнение: нужны ли нам американские профессора, чтобы научиться делать кино?

    Евтеева: Не нужны. Американские сценарии - это в основном диалоги и ремарки, ничем не отличающиеся от пьес, которые драматурги пишут для театра. А фильм состоит из планов, кадров, там не только разговаривают, но есть и замечательные безмолвные ремарки, когда мы чувствуем атмосферу, понимаем раскадровку. Есть специфика написания киносценария. И шаблоны здесь нам совершенно не нужны - тогда мы будем просто имитировать убогий Голливуд. Почему "убогий"? У нас нет таких денег, и никто не снимает коммерчески успешные фильмы. В Америке все по-другому, там есть некий жанр и система звезд, обслуживающая его. И главная фигура - не режиссер, а продюсер. Если хотим, чтобы кино состояло из зрелищ, от которых будут кипеть мозги, - тогда, конечно, надо приглашать лишь американцев...

    Гильдия кинокритиков России присудила вам "Белого слона" за книгу "О взаимодействии киновидов". Кому вы ее адресуете?

    Евтеева: Я рекомендую ее студентам и людям, интересующимся теорией кино. Это продолжение моей диссертации "Процесс жанрообразования в советской мультипликации 60-80 годов. От притчи к полифоническим структурам". Я искала общий языковой код: как игровое кино испытывало на себе влияние документального, потом на документальное влияло анимационное, анимационное - на игровое. Есть много параллелей, когда лучше понимаешь, чего добивался кинематограф за счет взаимодействия разных видов кино.

    Почему вы решили теперь снимать фильм по прозе Александра Грина?

    Евтеева: "Арвентур" будет фильмом-дилогией. Он о стране, сочиненной Александром Грином. Первая история - "Тайна морского пейзажа" - взята из даосистской притчи. Вторая часть - "Фанданго" - строится на противопоставлении реальности и прекрасного ирреального мира живописи. Мне интересно снимать кино для души и ума. Я и прежде всегда стремилась именно к этому...

    Поделиться