Окружить страну сетью дальнозорких радаров сначала планировали к 2020 году. Однако достаточно быстрое строительство и ввод в эксплуатацию РЛС нового поколения - их еще называют станциями высокой заводской готовности - позволяют скорректировать начальные сроки. В гособоронзаказе-2013 финансирование военно-космических программ серьезно увеличено. Поэтому эксперты утверждают: если эта тенденция сохранится, переоснащение армии станциями типа "Воронеж" и создание системы предупреждения о ракетном нападении на собственной территории пойдет ускоренными темпами.
Напомним, что в середине нынешнего года в городе Усолье-Сибирское под Иркутском была поставлена в строй очередная РЛС "Воронеж", работающая в дециметровом диапазоне. Пока ее возможности, как и работа аналогичной станции под Калининградом, ограничены опытной эксплуатацией. Однако, как утверждают в штабе Войск воздушно-космической обороны, с полным вводом объектов сектора их обзоры увеличатся вдвое. Скажем, радиолокационный "глаз" Усолье-Сибирского разглядит все, что творится на удалении 6 тысяч километров и накроет огромную территорию от западного побережья США до Индии.
Минобороны располагает уже четырьмя подобными станциями. РЛС в Лехтуси под Санкт-Петербургом несет боевое дежурство на северо-западном стратегическом направлении. Когда на 100 процентов заработают радары в Армавире, Калининграде и Усолье-Сибирском, страна будет гарантирована от внезапных атак с юга и юго-запада. А северное и юго-восточное стратегические направления как раз и должны прикрыть станции в Енисейске и Барнауле.
Известно, что РЛС в Армавире сможет приступить к полноценному боевому дежурству в первом квартале будущего года. Но она уже демонстрирует удивительные способности. Две рабочие секции "Воронежа-ДМ" сканируют огромное пространство - вплоть до Индийского океана. Одновременно с отечественными РЛС военные используют несколько станций за пределами России. До недавнего времени это был азербайджанский "Дарьял", есть еще казахстанский "Днепр" и белорусская "Волга". Какие проблемы доставляет такая "география" Генштабу и командованию ВКО, догадаться нетрудно. Но отказаться от существующей системы предупреждения о ракетном нападении пока не получается. В Минобороны признают: все ее элементы надо бы держать на российской территории. Над этим военные работают последние несколько лет. Специалисты подсчитали, что для прикрытия всех ракетоопасных направлений России необходимо иметь 6-8 станций типа "Воронеж". Лишь в этом случае мы сможем отказаться от радиолокационных объектов в соседних государствах.
Чем же так хороша РЛС высокой заводской готовности? Эксперты называют как минимум три преимущества новой станции. Во-первых, это использование модульного принципа при ее строительстве. Антенные, энергетические и иные блоки изготавливают на заводе, строителям остается лишь собрать их воедино на площадке. Своеобразный конструктор гарантирует выстраивание стены-сетки любой конфигурации и подразумевает наращивание технологической мощности объекта - то есть дальности его действия. Отсюда значительная - 1,5 года вместо 5-9 лет - экономия времени при возведении станции. Технологические решения, используемые в "Воронеже", не имеют мировых аналогов и значительно дешевле прежних. Например, строительство РЛС в азербайджанской Габале когда-то обошлось стране в миллиард долларов. Новая станция стоит 1,5 миллиарда рублей. При такой минимизации затрат тактико-технические характеристики космического "глаза" ничуть не страдают. Более того, "Воронеж" способен отслеживать даже полет крылатой ракеты. Наконец, боевое дежурство на объекте несут всего полтора десятка человек вместо 50 - 80 военнослужащих, задействованных на станциях предыдущих поколений.