Вкладывать деньги в большие проекты можно будет в складчину

В Интернете вскоре можно будет увидеть новые предложения получить приличную доходность от вложения своих накоплений. Не надо путать их с уловками финансовых пирамид. Такие объявления в Глобальной сети смогут размещать инвестиционные товарищества, если поправки в закон об их деятельности примут в нынешнем виде.

Что это за товарищества такие? Их организуют от 2 до 50 компаний или индивидуальных предпринимателей. И в складчину они инвестируют деньги в проекты. Войти в такое товарищество может любой, но для этого надо оформить себе статус индивидуального предпринимателя, что для многих видов деятельности сейчас можно сделать в заявительном порядке. Это проще, чем самому создавать компанию под какой-то проект. А государству это выгодно, поскольку появляются новые частные инвесторы.

Объемный документ внесли в Госдуму 12 депутатов из разных партий, работающих в думском Комитете по вопросам собственности. В пояснительной записке они отмечают, что с момента появления в российском праве понятия "инвестиционного товарищества" новая юридическая форма на практике так и не прижилась. "Невозможность вложения инвестиций в иностранные и публичные компании, запрет на рекламу деятельности инвестиционных товариществ, неполная ограниченная ответственность инвесторов (неуправляющих товарищей) и ряд других проблем", - отмечают авторы поправок.

Помимо возможности покупать иностранные и обращающиеся на открытом рынке ценные бумаги, а также давать рекламу в Интернете, инвесторы, выбравшие новую организационно-правовую форму, смогут открывать более одного банковского счета и размещать на них депозиты или же вносить вклад в общий капитал товарищества не только в виде денег.

"Резкий приток инвестиций в России в связи с улучшением закона мы вряд ли увидим. Появление в России инвестиционных товариществ - это комплексная мера в рамках создания Международного финансового центра. Чтобы у потенциальных инвесторов была возможность работать здесь проще и понятнее, - объясняет представитель венчурного фонда Bright Capital Андрей Малафеев. - Чего добивались, когда вводили новую организационно-правовую форму, - чтобы у нас был такой же инструмент, как за рубежом. До того как он был введен, не было возможности в российском праве делать инвестфонды. А если нужно было по каким-то причинам делать именно в российском праве, были примеры, когда люди делали это в формате ЗАО или ООО и выглядело это все очень "коряво". Возникает двойное налогообложение и так далее".

Он объясняет, что традиционные российские организационно-правовые формы не годятся в тех случаях, когда единственная цель организации - инвестирование. И отличий от традиционных организационно-правовых форм бизнеса тут масса. Взять хотя бы то, что инвестиционное товарищество юрлицом вообще не является, чтобы избежать двойного налогообложения. "ООО - это самый распространенный вид юрлица и рассчитан на выполнение ежедневных операций", - добавляет Малафеев.

Потенциально люди, желающие вложить сумму порядка 10 миллионов рублей, могут воспользоваться инвестиционным товариществом. Но, обращают внимание эксперты, участвовать в них могут только юрлица.

"Может быть, пример "ангельских" частных инвестиций. Когда богатый человек дает денег на развитие начинающему бизнесмену", - говорит собеседник "Российской газеты".