Родившаяся в Амурском крае в многодетной семье, Софья Аверичева с юности была "крепким орешком": выучилась на слесаря-монтажника авторемонтного завода, водила грузовик. Поняв, что ее призвание - театр, работала на театральных сценах Уфы, Ленинграда, Орла, Ростова Великого. Именно в Ростове, по словам известного ярославского театроведа, профессора Маргариты Ваняшовой, она прошла хорошую актерскую школу, став, по сути, "театральной внучкой" Веры Комиссаржевской, потому что с ней занимался актер, учившийся у самой Комиссаржевской. На одном из областных фестивалей талантливую актрису приметили волковцы, и в 1939 году она была зачислена в труппу первого русского театра, где сразу начала играть главные роли.
С начала Великой Отечественной войны красавица Софья Аверичева упорно рвалась на фронт, причем не во фронтовую бригаду артистов, а в действующую армию, ради чего изучала оружие, занималась с репетитором немецким языком, училась управлять мотоциклом. Осенью 1941 года была сформирована 234-я Ярославская стрелковая дивизия, и в ее составе упрямая девушка наконец ушла на фронт.
- В 1941 году отмечалось сто лет со дня смерти Лермонтова, и в театре ставили "Маскарад", - рассказывает Маргарита Ваняшова. - Софья Аверичева получила роль Нины. И… не пришла на репетицию. Лишь забежала в театральную "швейку" - подогнать гимнастерку. Режиссер кричит: "Вы где? Вы на репетицию опоздали, как посмели нарушить дисциплину?!". А она в ответ: "У меня теперь своя дисциплина, я ухожу на фронт".
С разведротой 234-й Ярославской стрелковой дивизии отважная актриса прошла от Москвы до Эльбы. Два раза была ранена, но возвращалась в строй. Заслужила 18 боевых наград - от значка "Отличный разведчик" до ордена Красного Знамени. Всего у нее четыре ордена и две очень ценимые фронтовиками медали "За отвагу".
Там, на фронте, раскрылся еще один ее талант - литературный. С июня 1941 года по январь 1944-го она вела дневник, где подробно рассказывала о сослуживцах, о реальной жизни разведроты, о тяготах и радостях военных лет. Эти уникальные записи были впервые изданы в 1966 году под названием "Дневник разведчицы" и потом еще два раза переиздавались.
После войны Софья Петровна вернулась в свой театр, где сыграла больше ста ролей. Она выходила на Волковскую сцену вплоть до начала девяностых. И это счастье легендарная ярославская актриса, вполне возможно, испытает еще раз: директор Волковского театра Юрий Итин, поздравляя юбиляршу, сообщил всем собравшимся, что в новом сезоне для Софьи Аверичевой в театре "есть замечательная роль".
О масштабе личности этой женщины говорит и тот факт, что в юбилей ее поздравили два главы государства - президент РФ Владимир Путин и его белорусский коллега Александр Лукашенко. Всех же поздравлений и новых наград в этот день было просто не счесть.
Поблагодарив всех за "организацию ее юбилея", Софья Петровна хорошо поставленным голосом продекламировала:
И мы, как все на свете, бренны.
По-солдатски нужно встретить смерть.
Уходить с достоинством со сцены -
Это тоже надобно уметь.
…Выпьем же, товарищ, на дорогу
Наливай, ровесник, посошок.
А потом категорически отказалась, чтобы ее снова несли в кресле: "А то подумают, что я ходить не могу! Я могу". И прошла до спуска со второго этажа сама, сфотографировавшись напоследок рядом с портретом Федора Волкова.
На вопрос, что бы она пожелала современной молодежи, отважная разведчица и талантливая актриса сказала просто: "Держаться крепко, учиться, работать и родину любить и защищать".
Из "Дневника разведчицы":
15 февраля 1943 г.
"В землянку входит разводящий, чуваш Александров:
- Аверичева! На пост!
На пост - так на пост. Постепенно все вокруг затихает. Я еще ни разу не стояла на посту. Ночь. Луна. Нет ветра. Небо чистое, морозное, звездное. Высокие сосны в снегу, как будто тоже на посту. Чудесно! Не могу удержаться, чтоб не продекламировать:
Какая ночь!
Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами...
Вылезает из землянки старший лейтенант Крохалев, кричит:
- Тебе что здесь, театр Волкова? Трое суток гауптвахты и два наряда вне очереди!
- Есть трое суток и два наряда вне очереди! - отвечаю я, как положено.
У меня коченеют руки, ноги. Ничего!.. Надо поразмяться! По-рас-топ-тать-ся! Вот так! Вот так! Становится теплее.
Оказывается, трудная вещь - эти посты. Не завидую тем, кто не ходит на задания. Им всегда приходится стоять на постах. Мысли мои переносятся в Ярославль, в театр. А интересно, смогу ли вернуться на сцену? Когда-то я очень любила играть в концертном исполнении сцену "У фонтана" из "Бориса Годунова". Попробую сейчас, теперь уже никто не услышит, все спят:
Часы бегут, и дорого мне время -
Я здесь тебе назначила свиданье
Не для того, чтоб слушать нежны речи
Любовника. Слова не нужны.
Верю, что любишь ты: но слушай, я решилась
С твоей судьбой, и бурной и неверной,
Соединить судьбу мою...
Нет, нет, этого мне уже не сыграть! И Луизу не сыграть в "Коварстве"... А может, это сейчас и не нужно никому?.. Нет, я, наверное, не права.
Светает. Становится совсем холодно. Ноги окоченели. В сероватой утренней мгле приближаются знакомые фигуры повара и старшины, пробегает каптенармус Николаичев. Разводящий снимает посты.
Ура! Выдержала! А в землянке сладко спят Валентина и Анюта... Счастливые!
- Аверичева, на кухню! - шепчет Ион Бахуро, приоткрывая дверь землянки.
Возле кухни, у костра, ребята чертыхаются, проклинают всех хозяйственников. Они чистят мерзлую картошку, вытаскивая ее из ледяной воды.
Рота проснулась. Проснулось и начальство. Ординарцы бегут с ведрами по воду. Старший лейтенант подходит ко мне.
- Хочешь, я отменю свой приказ?
- Благодарю! Я, знаете ли, давно не занималась хозяйством, и мне ужасно нравится чистить картошку".