Орден Славы пришел к Василию Горбунову спустя 70 лет после войны

За два дня до 70-летия Победы временно исполняющий обязанности президента Республики Татарстан Рустам Минниханов вручил фронтовику Василию Яковлевичу Горбунову орден Славы III степени, который помогли отыскать журналисты "Российской газеты".

До последнего не верилось, что фронтовик доживет до того дня, когда на его тяжелый от медалей парадный пиджак прикрепят самую главную для него награду, которая ждала его 71 год. Даже когда в министерстве обороны нам сообщили, что документы по ходатайству "РГ" готовы и на днях будут отправлены из Москвы в Казань, коллеги в редакции переживали, успеют ли? Все-таки Василий Яковлевич в возрасте - ему под девяносто. Глаза не видят, душит астма, да и давление зашкаливает. Но он в день вручения держался молодцом.

- 9 Мая поедем всей семьей в родное Лаишево - там у меня домик есть, сам строил. Посидим на берегу Камы, сходим к жене на кладбище, скажу ей, что вот, нашла меня награда через семьдесят лет после войны, - плакал от радости Василий Яковлевич…

Я познакомилась с дедушкой в конце февраля, когда пришла в его дом с добрыми вестями: ему полагается орден за то, что летом 44-го он с товарищами отбил у врага деревушку Песочная в Витебской области и много других похожих деревень в ходе большой наступательной операции в Белоруссии, известной под названием "Багратион". Немцы ожесточенно сопротивлялись - те, кто прорывал их оборонительные укрепления, говорят, что побывали в аду…

После той удивительной встречи с ветераном была публикация в нашем проекте о неврученных наградах войны ("Я сказал, что мне нужен орден покрасивее"). У нас, в Татарстане, информацию о тех, кому не были вручены награды, собирали по крупицам - как говорится, в ручном режиме. Сначала вместе с руководителем музея Великой Отечественной войны в Казанском кремле, фанатом своего дела Михаилом Черепановым при помощи базы данных "Подвиг народа" мы установили имена 77 уроженцев Татарии, награжденных орденами Славы. Теперь, когда на сайте "Российской газеты" сформирован именной банк неврученных наград, удалось выяснить, что четырнадцать человек из этого списка своих орденов не получили. Но кто из них дожил до этого дня и где он сейчас - попробуй узнай…

Пришлось заново обзванивать все районные музеи республики, куда были отправлены найденные нами наградные листы. Хорошей новостью порадовали из Лаишевского района: директор музея Фарида Муртазина сообщила, что получила наградной лист на уроженца их района Василия Горбунова, и он, к счастью, жив. Но передать документы самому награжденному не смогли, так как пять лет назад дочь ветерана забрала его к себе в Казань. Найти адрес и созвониться с дочерью фронтовика Валентиной Васильевной Павловой было уже делом техники.

При нашей первой встрече Василий Яковлевич признался, что все эти годы думал, будто командиры поговорили про высокую награду, да забыли. Не будет же рядовой интересоваться, когда ему повесят орден. Да и заваруха была такая, что Горбунов по сию пору удивляется, как выжил: "Страшное было время, врагу не пожелаешь".

Но тот день, когда его обещали представить к ордену, помнит до сих пор. Говорит, многих тогда схоронили, а кого-то из товарищей даже предать земле не было возможности - немецкие контратаки следовали одна за другой. Новенький пулемет Горбунова дымился. Он не считал, но, наверное, лент двадцать выпустил до того, как немцы прекратили атаковать и начали в спешке отходить…

То ли в шутку, то ли всерьез командир 294-го стрелкового полка 184-й стрелковой дивизии полковник Николай Кольчак предложил товарищу Горбунову самому выбрать награду - либо орден Красной Звезды, либо орден Славы. Простой деревенский парнишка, которому только минуло 18 лет, тогда ничего не смыслил в орденах. Ответил, что такую звезду, как на фуражке, ему не надо, а выбрал ту награду, что покрасивее.

Шутка шуткой, но, как свидетельствуют архивные документы, полковник Кольчак сдержал свое слово и приказал подготовить на пулеметчика Горбунова представление к ордену Славы III степени, отметив его храбрость, смелость и мужество. Почему награда искала героя больше семидесяти лет - вопрос почти риторический. Главное, что все-таки нашла!

Прояснилась судьба и некоторых других фронтовиков, награжденных орденами Славы. Вместе с Михаилом Черепановым мы установили, что четверо из них - Вячеслав Антонов из Муслюмово, Илья Спирин из Казани, Никита Фролов из Мензелинска и полный кавалер ордена Славы Николай Ларягин - не дожили до Дня Победы.

Как сложилась жизнь еще девяти награжденных, сейчас выясняем. И очень надеемся, что казанцы Александр Авксентьев, Борис Архипов, Хуснулла Шафигуллин, Григорий Гусев, уроженец Нурлата Налмей Губайдуллин, буинец Закир Зиннуров, муслюмовцы Мусовир Шархиев и Дмитрий Кривоконец или их близкие родственники еще живы.