С тех пор Лавров и Керри встречались неоднократно, но только в Сочи, перед началом переговоров, Сергей Викторович решил продемонстрировать "сельскохозяйственную" близость России и США. Он передал Керри кубанскую картошку. И напомнил о ее дальних родственных связях с той, которую когда-то подарил ему госсекретарь. Этот сельскохозяйственный "чейндж" нынче особенно дорог. В выступлении Керри на совместной с Лавровым пресс-конференции отчетливо прозвучало: наши страны - союзники по урегулированию иранской ядерной проблемы, партнеры по борьбе с экстремизмом, в том числе с группировкой "Исламское государство". О полезности состоявшегося диалога говорил и Лавров: "от наших слаженных совместных усилий с США на международной арене зависит решение очень многих проблем современности".
Даже при обсуждении украинской проблематики неожиданно проявились первые признаки, демонстрирующие надежду сторон действовать сообща. Например, можно привести достаточно резкий выпад Керри в адрес президента Украины Петра Порошенко, обещавшего вернуть донецкий аэропорт силой: "Мы бы предложили ему подумать, прежде чем предпринимать такие действия, потому что минские соглашения тогда окажутся под серьезной угрозой". Кстати, косвенно это замечание госсекретаря было обращено и к тем высокопоставленным американским генералам, которые на этой неделе прибудут с визитом на Украину.
Еще одно важное уточнение Керри сделал о необходимости демилитаризации населенного пункта Широкино, вывода тяжелого вооружения под контролем ОБСЕ и важности децентрализации региона Донбасса. На этом фоне другие заявления Керри, такие, например, как обращение к России с просьбой освободить обвиняемую в убийстве российских журналистов Надежду Савченко, выглядели не столько проявлением американской "воинственности", сколько обязательной частью дипломатической программы. Не спроси Керри на высоком уровне о судьбе Савченко, по возвращению на родину он попал бы под шквал критики со стороны неоконсерваторов.
Впрочем, справедливости ради, следует сказать: судьба подаренной в 2014 году Лаврову картошки из Айдахо оказалась не слишком счастливой. Как рассказывал сам министр, "он откликнулся на просьбу одного фермерского хозяйства и отправил эту картошку на Кубань, где с ней попробовали поэкспериментировать". Позже Лавров признался: эксперимент провалился, и американский картофель в российской земле не прижился. Возможно, судьба российской картошки, подаренной госсекретарю в Сочи, окажется счастливее.
В среду в турецкой Анталье состоялась встреча Совета НАТО на уровне глав внешнеполитических ведомств. Одними из основных вопросов в повестке переговоров стало обсуждение украинского кризиса и отношений с Россией, в отношении которой риторика альянса заметно изменилась после визита госсекретаря США Джона Керри в Сочи. Нет сомнений, что тон заседанию Совета НАТО в Анталье задавал Керри, который приехал на заседание с черноморского побережья России.
Главы внешнеполитических ведомств стран-участниц НАТО, которые к тому моменту уже начали собираться в Анталье, быстро восприняли этот сигнал из Вашингтона. Генсек НАТО Йенс Столтенберг незадолго до начала встречи объявил, что существуют каналы общения между НАТО и Россией, которые необходимо поддерживать всегда. "Для нас всегда было важным поддерживать коммуникации по военной линии в течение 24 часов семь дней в неделю и проверять, чтобы эта система работала", - сказал Столтенберг. В то же время, комментируя ситуацию на Украине, генсек НАТО в отличие от прежних своих выступлений не отрицал ответственности Киева в зафиксированных случаях нарушения перемирия на Донбассе. Столтенберг также отметил, что "Минские договоренности - это лучший путь к мирному выходу из конфликта и кризиса на востоке Украины". О важности восстановления связей между Россией и НАТО перед началом встречи Совета заявил глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. По его словам, "горячая линия" Россия-НАТО поможет избежать эскалации и неправильной интерпретации сигналов. О важности связей между Россией и НАТО заявил и глава МИД Дании Мартин Лидегор: "Каждая возможность улучшения отношений должна быть использована, так как Россия - это ключ для урегулирования других конфликтов в мире, которые имеют большую важность для Дании. Это и война в Сирии, и иммигранты из Ливии".
Подготовила Анна Федякина
"Похоже, что разговоры об изоляции России из-за кризиса на Украине остались в прошлом, - отмечет New York Times. - Эта страница перевернута. Акцент переговоров был на поиске новых путей сотрудничества, в том числе по Сирии". "Неясно, удалось ли достичь договоренностей по сложным темам, где которым госсекретарь хотел бы искать взаимодействия, - продолжает газета. - Однако тон встречи в основном отошел от риторики "холодной войны", определявшей отношения Вашингтона и Москвы последние годы". Автор также выделяет, что вопреки имеющимся у США озабоченностям Керри не стал критиковать поставки российских комплексов С-300 Ирану, а "ограничился признанием того, что это не нарушает международное право".
"Несмотря на сохраняющиеся заметные разногласия, тон заявлений после переговоров на высоком уровне стал мягче", - пишет газета Wall Street Journal, констатирующая, что "США и Россия договорились работать вместе по кризису на Украине и в Сирии". Перед визитом американские чиновники "не делали громких заявлений, прорывов никто и не ожидал". WSJ отмечает "знаки уважения", которыми обменялись обе стороны: Керри принял участие в церемонии возложения венков, а Путин после переговоров пригласил его продегустировать вино. "Это говорит о желании вести диалог спокойно, неформально", - цитирует газета экспертов, заключая: "Хороший знак".
"Керри стал самым высокопоставленным чиновником из США, посетившим Россию после начала кризиса на Украине", - напоминает Washington Post, выделяя "на удивление теплые комментарии Керри после переговоров". "Похоже, визит положит начало усилиям по возобновлению сотрудничества в тех сферах, где США и Россия способны работать вместе, даже при сохраняющихся разногласиях по Украине", - считает автор. Среди точек соприкосновения газета называет переговоры по ядерной программе Ирана, кризис в Сирии, противодействие группировке "Исламское государство". Washington Post отмечает, что за столом переговоров слева от Керри сидела замгоссекретаря США Уэнди Шерман, считающаяся основным переговорщиком по Ирану: "Это дает представление о том, что интересует Вашингтон".
Слухи о желании Керри отправиться с визитом в Россию циркулировали в Вашингтоне давно, однако раньше Белый дом не давал "зеленого света", видимо, больше опираясь на другие подходы в отношениях с Москвой. В то же время, добиваясь изоляции России и введения антироссийских санкций, в администрации декларировали, что это делается в привязке к кризису на Украине, а по ряду других направлений Вашингтон заинтересован в диалоге с Кремлем. "Белый дом, госдепартамент и все остальные осознали, что отношения России и США стали хуже, чем когда-либо с момента распада СССР, - цитирует Washington Post Анжелу Стэнт, директора института по Евразии, России и Восточной Европе в Джорджтаунском университете. - На Украине мы ни к чему не идем, однако по другим темам, таким как Сирия или Иран, нам необходимо работать вместе".
В том числе провалилась и попытка США оказывать давление на Россию, устроить ей международную изоляцию. Откуда бы американцы ни уходили, во всех этих регионах остается нестабильность. Если в Вашингтоне действительно хотели этого, то тогда это безусловно успех американской внешней политики. Я полагаю, что США должны понимать, что их политика по развалу Евросоюза в связи с событиям на Украине также не дала желаемых результатов и привела к тяжелым разногласиям с ведущими союзниками в Европе. Они демонстративно не пошли на поводу у американской политики, которая была направлена на усугубление украинского кризиса. Помните, жесткое разногласие между Обамой и европейскими лидерами в связи с планами США осуществлять поставки наступательных вооружений на Украину. Тогда европейцы просто жестко сказали "нет". За последнее время я не прочитал ни одной реплики или статьи об успехах американской внешней политики. Зато такого вала негативных оценок этой внешней политики я не слышал давно.
В этой ситуации не исключено, и это подтверждает визит Керри в Россию, что американцы начинают вести себя более реалистично, чем это было год назад, когда они пытались, по сути, дать бой Москве. Тем не менее ни о каком серьезном сближении между США и Россией речь пока не идет. Хотя не исключено, что, воспользовавшись визитом Керри, американская администрация хочет начать длинную игру с Россией, которая показывала бы, что они что-то могут и чего-то добиваются.
Думаю, что вопрос об улучшении отношений с Москвой будет заморожен до президентских выборов в Америке 2016 года, а может, таким и останется после выборов. Если Хиллари Клинтон придет в Белый дом, на частичную перезагрузку в отношениях с Россией можно рассчитывать хотя бы по одной причине - американский президент во внешней политике имеет довольно широкие возможности. Но вместе с госпожой Клинтон к власти придут люди, которые являются главными моторами нынешнего ухудшения российско-американских отношений. Ведь члены ее будущей команды в значительной степени несут ответственность за нынешний обвал в отношениях с Россией, в том числе за украинский кризис или украинскую провокацию со стороны Америки. И я не вижу пока признаков того, что американские власти серьезно или качественно изменили или собираются изменить свою политику.
Спецвыпуск "Братья по оружию" был официально представлен на приеме в честь Дня Победы в посольстве Российской Федерации в Вашингтоне и в Генеральном консульстве в Нью-Йорке. Четвертого мая брошюра распространялась в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на открытии фотовыставки "Последняя мировая война: помнить ради мира" и была высоко отмечена Постоянным представителем России при ООН Виталием Чуркиным.
Партнерами "Российской газеты" по выпуску этого издания выступили Российский культурный центр в Вашингтоне (Россотрудничество) и фонд Blavatnik Archive Foundation.
По просьбе "Российской газеты" брошюра передана в генконсульства России в Сиэтле, Хьюстоне, Сан-Франциско, в российские культурные центры, в местные университеты и школы для распространения среди американских читателей на праздничных мероприятиях и конференциях.