Гастроли Санкт-Петербургского государственного театра "Мастерская" в Москве. Дилогия о гражданской войне - спектакли Григория Козлова "Тихий Дон" и "Дни Турбиных" - на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда. 5 - 9 сентября.
В Москву привозят уже прославленный и восхваленный прессой восьмичасовой "Тихий Дон" и "Дни Турбиных" - последнюю премьеру в постановке художественного руководителя петербургской "Мастерской". Театра филигранного, созданного Григорием Козловым - профессором СПбГАТИ, лауреатом Госпремии, редким педагогом, на которого студенты просто молятся, и режиссером, без чьей творческой архитектуры уже невозможно сегодня себе представить театральный ландшафт Петербурга.
Он ставил спектакли в Александринке и БДТ, работал в России и за рубежом, возглавлял Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева, а в 2010-м осуществил свою мечту - на основе выпускного собственного актерско-режиссерского курса в петербургской академии театрального искусства открыл новый театр, формируя его труппу из своих учеников.
К чему там стремятся? Жить и работать по принципам русского психологического театра, главное внимание уделяя человеку и его чаяниям, неизменно веря в человека и человечность и не теряя искреннего интереса к человеческому бытию, к человеческой душе и личности. "Своим студентам я советую не суетиться, - рассказывал Григорий Козлов в одном интервью. - И у молодого актера, и особенно у молодого режиссера сейчас слишком много соблазнов, предложений, проектов. Один делаешь правой рукой, другой - левой ногой. А еще можно что-то подтолкнуть коленкой. И большие замыслы уходят в череду мелких дел. Там читку провел, там читку провел. А до спектакля руки так и не дошли... Надо ценить главное в себе. Не уступать его даже под давлением. Если я ставлю спектакль, я объясняю, что пока не пойму, что получилось, - все равно не разрешу выпускать. Буду приезжать и приходить столько, сколько посчитаю нужным. Но пока сам не пойму, что вышло, давить на меня бесполезно".
Максимально возможной глубиной погружения в философскую ткань произведения в наш век скороспешных блицвысказываний они и привлекают своего зрителя. В петербургской "Мастерской" Григорий Козлов ставит Достоевского, Вампилова, Островского, Булгакова, Шолохова, Куприна, Венедикта Ерофеева, Андрея Битова, - литературный вкус у него безупречный. А педагогический и режиссерский дар - исключительный; он один из немногих сегодня оставшихся, кто продолжает доказывать жизнеспособность самой успешной модели театра - театра-дома, в котором все понимают друг друга с полуслова и все говорят на одном театральном языке. Послушаем?