О болевых точках новых и старых проблем "Российской газете" рассказал гендиректор Фонда развития моногородов Илья Кривогов.
Илья Викторович, в свое время правительство ввело градацию моногородов по системе светофора. Зеленая зона - стабильная. Желтая - промежуточная, с рисками ухудшения. Красная - кризисная, требующая безотлагательных мер. Говорят, на совещании могут принять решение отказаться от такой системы координат? Это правда, что города сами тянутся в красную зону?
Илья Кривогов: К этому их подталкивает сама система градации и финансирования. Из бюджета на поддержку моногородов из красной зоны выделено 26 миллиардов рублей до 2017 года. Воспользоваться этими финансами могут 99 городов, остальным 220 федеральный ресурс не положен.
Наверное, это все-таки не совсем справедливо и правильно. На наш взгляд, шансы должны быть равными. Дело дошло до того, что отдельные главы регионов предложили досрочно пересматривать перечень.
И чтобы число красных городов искусственно не увеличивать, критерии надо ужесточать.
Либо пересмотреть всю систему ранжирования. Существующая сегодня - это стимул стабильным городам переходить в перечень самых неблагополучных, чтобы получить дополнительное финансирование.
Сейчас правительство обсуждает варианты новой системы градации моногородов. В свою очередь мы предлагаем по-новому оценивать работу мэров, исходя из качества управления такими территориями.
Какие сейчас проекты вытягивают моногорода к новой жизни?
Илья Кривогов: Например, более миллиарда рублей будет выделено на переустройство экономики города атомщиков - Димитровграда, что в Ульяновской области. Соглашение предусматривает создание крупного индустриального парка.
Здесь разместятся маслоэкстракционный завод, фабрика по производству онкологических тестов для диагностики рака простаты, лаборатория по разработке технологий производства бетонных смесей для атомной отрасли и другие предприятия.
Более 18 миллиардов рублей будет привлечено на перепрофилирование города Усолье-Сибирское в Иркутской области. В индустриальном парке появится производство по выпуску фотоэлектрических панелей, завод строительной арматуры и другие промпредприятия. Фонд при этом планирует принять участие в софинансировании на 1,2 миллиарда рублей по строительству инфраструктуры для парка.
И какие у вас стимулы для инвесторов?
Илья Кривогов: Во-первых, мы предоставляем готовую инфраструктуру. Для резидентов моногородов предусмотрены два вида поддержки: льготные займы под 5 процентов годовых на 8 лет и возможность вхождения в уставной капитал инвестиционных проектов.
Создание территорий опережающего развития в моногородах - тоже серьезный стимул, особенно там, где много рабочих мест. Речь идет об упрощенном налоговом режиме. Три социальных взноса сокращаются почти в пять раз. Меньше будет налог на прибыль и налог на имущество. Преференции предусмотрены на 10 лет. Первые резиденты на этих территориях появятся, как мы предполагаем, в этом году.
А что должен сделать бизнес, чтобы стать резидентом?
Илья Кривогов: Привлечь 5 миллионов и 20 рабочих мест создать, в принципе, это в том числе и малый бизнес. Здесь места создаются за 3-6 месяцев.
Наверное, все не так просто. Вот говорят, что с прошлого кризиса в России остались так называемые города-призраки, типа американского Детройта. Вы такие знаете?
Илья Кривогов: Нет. Детройт - это банкротство, совсем другая, американская, история.
У нас есть небольшие брошенные горнорудные монопоселки с созданной в них инфраструктурой, где вахтовым методом на одном предприятии работают люди. Как только добыча прекращается, вахтовики съезжают, а созданная инфраструктура, понятно, никому не нужна, вот поселок и прекращает существование. Но это не "призраки".
Есть, образно говоря, "мертвые" моногорода, в которых не возникает никакой инициативы. В этом году минэкономразвития планирует выделить около одного миллиарда рублей на поддержку малых предприятий в моногородах. Но если у бизнеса, неважно, какой он - малый, средний, крупный, нет инициативы, то нет никакой диверсификации.
Нужна перезагрузка всей программы моногородов, отталкиваться надо от идеи создания комфортных условий для жизни граждан. Это новые виды сервиса, гостиницы, кафе, дороги.
И простор для деятельности малого бизнеса и местной власти?
Илья Кривогов: Совершенно верно. Есть такой моногород Мундыбаш (Кемеровская область), где некоторое время назад закрылся единственный горнорудный завод.
Губернатор предложил областные гранты малым предпринимателям - производить ларьки быстрого питания, мастерские шиномонтажа, кафе-закусочные, придорожные гостиницы. Дело в том, что через Мундыбаш идет дорога на местный горнолыжный курорт Шерегеш, который сегодня соответствует лучшим стандартам отдыха, поток туристов там уже один миллион человек за сезон. Сейчас на базе моногорода создан мощный центр притяжения туризма. И это исключительно плод обоюдной работы власти и малого бизнеса.
Понимаете? Один глава моногорода жалуется, что у него весь городской бюджет 26 миллионов в год и на эти доходы ничего сделать невозможно. Дайте, мол, еще денег.
Другой пять лет назад принял город с точно таким же ежегодным бюджетом и за эти годы "освоил" несколько программ развития - привлек гранты и субсидии в образование, в сферу услуг, в промышленность. В городе появились новые компании, рабочие места, увеличились налоги. В итоге бюджет вырос до 300 миллионов рублей. Поэтому в идеале граждане должны выбирать таких мэров, которым не безразлична судьба моногородов.
Ну так это не угадаешь же?
Илья Кривогов: А не надо гадать. Совместно с Агентством стратегических инициатив в этом году мы предложим правительству утвердить стандарт моногорода, требующий максимальной публичности работы мэра, обратной связи с жителями. Должности мэров городов в России - выборные, сравнительный рейтинг и стандарты помогут зримо оценивать дела градоначальников-соседей.
Какие проблемы больше всего сегодня тревожат самих жителей моногородов - безработица, детские сады, лечение?
Илья Кривогов: Есть проблема с лечением, с транспортной доступностью. В региональный центр к врачу ехать - не ходит общественный транспорт.
Что касается безработицы, по нашим оценкам, в моногородах сейчас в полтора-два раза выше, чем в среднем по России.
Есть позитивный опыт в других странах, на который можно равняться, решая проблемы моногородов?
Кривогов: В Казахстане есть государственный фонд, куда все крупные госкорпорации включены. Действует отдельная программа по поддержке малого бизнеса в моногородах.
Там в каждом из 27 моногородов создали центры поддержки малого бизнеса, в которых аккумулируются средства, доходят до каждого предпринимателя в этом городе. Что-то вроде центров поддержки малого бизнеса. Я считаю, что такую систему можно создать и в российских моногородах. Когда приходишь и в одном месте получаешь всю консультационную поддержку по всем мерам поддержки. В небольших моногородах в развитие этого решения нужны бизнес-инкубаторы с льготной арендой.
Моногорода - это 45 процентов промышленного производства России. Создав в них новую экономику, мы на 50 процентов изменим и структуру экономики всей страны, говорят эксперты.
В 2008 - 2010 годах государство выделило на поддержку моногородов 63 миллиарда рублей.
В 2010 - 2011 годах было выделено 26 миллиардов рублей. На инфраструктуру - 16 миллиардов рублей из них. 5 миллиардов на малый бизнес, 2 миллиарда на фонд ЖКХ, переселение и ремонт ветхого жилья. 3 миллиарда рублей на временную занятость населения, общественные работы.