Самую низкую инфляцию обнаружили в Удмуртии - цены на товары и услуги там выросли за полгода на 1,4 процента. С самым сильным 6-процентным подорожанием столкнулась Чукотка. В среднем же в стране цены увеличились на 3,5 процента.
Доходы выросли больше всего в Крыму - на 10,7 процента и в Белгородской области - на 5,5. Что касается Удмуртии и Чукотки, то там доходы жителей снизились на 6,8 и 7,3 процента соответственно. В принципе, это не выбивается из общей картины по стране: в среднем доходы упали на 4,8 процента.
И не удивительно, что россияне стали реже ходить за покупками, включив режим экономии. Оборот розничной торговли упал в подавляющем количестве регионов: больше всего покупателей потеряли магазины Омской области (минус 17,3 процента), Москвы (минус 13,2 процента), Петербурга (минус 2 процента).
Провал продаж в крупных городах вообще стал сюрпризом для экспертов, которые все-таки смогли докопаться до истины.
"Все дело в объеме потребительского кредитования, который сильно сократился в последние полтора года, - рассказал Иван Федяков, гендиректор агентства InfoLine. - В 2012-2014 годах жители мегаполисов взяли в банках колоссальную сумму, которую потратили на различные покупки. Сейчас произошел резкий спад: одни горожане выплачивают старые кредиты, другие - не спешат брать новые. Вот и объемы продаж упали".
Больше всего просели рынки техники и электроники, добавил эксперт. В среднем по стране товарооборот упал на 5,8 процента. Но ситуация начинает меняться, отметил эксперт. Снижение оптовых цен на 5-10 процентов потянет за собой и уменьшение стоимости в рознице, но эффект от этого мы сможем почувствовать только в начале следующего года.
Средняя номинальная зарплата по итогам первого полугодия прибавила около 5 процентов, реальная (с поправкой на инфляцию) - застыла на нуле. При этом оплата труда перегнала инфляцию лишь в 15 регионах.
"Когда экономика России росла и бизнес верил в это, то работодатели в некоторых секторах не так энергично снижали зарплаты, даже удерживали их на достойном уровне, так как опасались, что если на растущем рынке будут платить меньше, то люди уйдут к конкурентам", - объясняет Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС.
По мере торможения экономики, которое началось после 2010 года, опасения работодателей, что персонал разбежится в поисках лучшей зарплаты, резко снизились. Как следствие, потребность значительно компенсировать падение покупательной способности рубля отпала. То есть выявленная динамика показывает, что управленческие решения зависят от того, во что верят или не верят работодатели.
Россияне же верят в одно: товары и услуги все еще дорого стоят. Величина прожиточного минимума на 30 августа в среднем по стране составляла 9776 рублей, но при его расчете за основу все берут по минимуму: продукты, обязательные платежи и сборы. На второй квартал правительство повысило планку до 9956 рублей.
За первую половину этого года дороже всего приобретать товары и услуги было в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Стоимость фиксированного набора, куда входят продукты, алкоголь, одежда, обувь, коммунальные платежи, лекарства, а также связь, транспорт и даже поход к парикмахеру, в ЦФО составила почти 15,4 тысячи рублей, а в ДФО - 17,3 тысячи. В то же время инфляция в этих округах разная - 3,7 против 3,1.
"Именно в этих округах практически нет собственного производства, а в стоимость товаров закладывают траты на транспортировку, - замечает директор по работе с клиентами "Ромир Панель" Ксения Пайзанская. - Если в остальных округах есть заводы основных в России производителей, например, молочной продукции, то на том же Дальнем Востоке они не представлены. В ЦФО ситуация схожая, но тут и доходы у населения выше, а значит, люди могут себе позволить купить больше товаров. Изменение цен может быть связано как раз с этим фактором".
Единственный регион, где за полгода не изменилась стоимость минимального набора продуктов питания, - это Ханты-Мансийский АО - Югра. В этот набор входит 11 видов товаров, среди которых хлеб, капуста, огурцы, сахар, конфеты, свинина, говядина, яйца, чай. Чтобы приобрести всего понемногу, в Югре потребуется 4314 рублей. Объяснить нулевую динамику довольно сложно, особенно если сравнивать ее с другими регионами, например, с Москвой, где тот же набор обходится в 4631 рубль (удорожание за полгода - на 9,3 процента).
В целом корзина продуктов, которую привыкли потреблять в России, практически не изменилась. Но население начало экономить на услугах, говорит Ксения Пайзанская. Отказываются от путешествий в Европу и походов в рестораны, но, как ни странно, не от дорогостоящей техники.
"Магазины сделали интересный маркетинговый ход, предложив покупать холодильник подороже, чтобы продукты оставались свежими и вы могли бы питаться дома, как в ресторане", - рассказывает эксперт.
Тем не менее многое зависит от личной инфляции в семье, то есть сколько она тратит на необходимые именно ей товары и услуги. Порой этот набор не отражает в полной мере структуру расходов, которую берет за основу Росстат. "Больше всего личная инфляция возрастает для бедных слоев, при этом у людей со средним и высоким доходом иногда даже получается экономить, - замечает Ксения Пайзанская. - Это можно объяснить возможностью выбрать модель потребления. У бедных такой возможности нет. Для населения со средним доходом характерно два способа трат: частые походы в магазин и поиск более выгодных предложений либо редкие походы с закупками впрок. У первых сохраняется желание сделать импульсивную покупку, а у вторых получается реально экономить. В нынешней обстановке это наиболее правильная модель поведения".
Работодатели России задолжали своим работникам 3,8 миллиарда рублей. Это на 14,8 процента больше, чем годом ранее.
Больше всего таких долгов скопилось в Дальневосточном федеральном округе - 917,3 миллиона рублей. В 2,3 раза больше, чем год назад. На втором месте - Северо-Западный федеральный округ - 851,7 миллиона рублей. На третьем - Сибирский федеральный округ - 783,6 миллиона.
Но есть и округа, где долги по зарплате заметно снизились. В Северо-Кавказском - более чем в два раза. По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, общий рост на 14,8 процента демонстрирует в том числе отблески 2014-2015 годов, когда компании не справлялись с кризисом и начинали накапливать долги, банкротиться. Плюс есть проблема региональных и муниципальных бюджетов, которые вовремя не перечисляют деньги за выполненные работы и оказанные услуги. Долги федеральной казны сейчас минимальны, утверждает эксперт.