Эксперты составили "анти-хит-парад" травмирующих детей мультфильмов
В Летней психологической школе МГУ студенты и преподаватели исследовали, среди прочего, мультфильмы. Результатом чего стали Топ-лист и Стоп-лист анимационных лент и сериалов.
"Мел" публикует эти хит-парад и, соответственно, анти-хит-парад с комментарием студентки четвертого курса вуза Марии Егоровой, объяснившей, почему многострадальных "Машу и медведя" психфак МГУ не рекомендует показывать детям.
Дело в том, что "мультфильм транслирует ребенку определенные модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные". И если ребенку симпатичен герой или героиня, он - логично! - будет стремиться ему подражать: "Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают". Вот здесь-то и таится главная опасность: "Если ребенок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения", - полагает эксперт.
Ну а что выделывает энергетически переполненная Маша (тут уж не до "политических подтекстов") - мы все выпукло видели буквально миллиарды раз.
Итак, мультфильмы, которые психфаковцы МГУ рекомендуют:
"101 далматинец";
"Балто";
"Винни-Пух" (советская версия 1969 года);
"Дамбо";
"Даша-путешественница";
"Король Лев";
Серия про Кота Леопольда;
"Котенок по имени Гав";
"Леди и Бродяга";
"Лило и Стич";
"Малыш и Карлсон";
"Малышарики";
"Простоквашино";
"Скуби-Ду";
"Фиксики";
"Холодное сердце".
В свете вышесказанного некоторые позиции "чарта" видятся довольно спорными. Впрочем, второй список действительно довольно логичен (в контексте).
Стоп-лист:
"Школа монстров";
"Губка Боб - Квадратные штаны";
"Девочки из Эквестрии";
"Сорвиголова Кик Бутовски";
"Миньоны";
"Том и Джерри";
"Финес и Фёрб".
Как пояснено, мультфильмы отобраны по следующим критериям:
Мотивационный - "мультфильм не должен побуждать ребенка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого";
Ценностно-смысловой - "мультфильм должен формировать у ребенка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия";
Эмоциональный - "мультфильм не должен вызывать у ребенка такие негативные чувства, как тревога или неуверенность в себе". То есть если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребенок, - "это вредный мультфильм";
Познавательный - "мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности".
Конкретные примеры:
Оскароносная "Головоломка" учит не совершать поспешных поступков, стараться найти компромисс с близкими, учит, какими бывают и как проявляются базовые эмоции, учит тому, "что жизнь бывает не так уж проста, но в этом ее прелесть". Плюс - похвальная графика. Со "Свинкой Пеппой" все наоборот. "Герои нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а еще они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит". Полезен ли такой мультфильм ребенку? - риторически спрашивают психфаковцы.
Матерая идеологическая диверсантка Маша, по их мнению, тоже вся как облупленная: насмотревшись на ее проказы, "дети могут решить, что вседозволенность - вполне приемлемое поведение". Меж тем "родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила все вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости".