30.10.2017 15:50
    Поделиться

    Почему Чехия оказалась на пороге острого политического кризиса

    Неделю назад в Чехии подвели итоги парламентских выборов. Однако будущая конфигурация нижней палаты, состав нового правительства, а также судьба премьерского кресла - все это по-прежнему покрыто густым туманом.

    Победившее с явным преимуществом движение ANO (в переводе - "Акция недовольных граждан"), несмотря на все усилия, не может пока договориться о коалиции с другими партиями, прошедшими в парламент. А коли не обеспечит себе большинства голосов, значит, не проведет своего лидера Андрея Бабиша в премьеры, да и формирование кабинета зависнет на неопределенный срок.

    Ситуация грозит настоящим коллапсом для политической жизни Чехии. Ведь если в ближайшие недели проблема не решится, то президент будет вынужден сформировать так называемое "техническое правительство" сроком на три месяца, а затем назначить новые парламентские выборы. Вариант с так называемым "правительством меньшинства" здесь считают маловероятным.

    - Все это - результат недовольства граждан политикой, проводимой прежним кабинетом, - считает чешский дипломат Милош Яро. - Социал-демократы много обещали, но мало сделали. Поэтому люди хотят какой-то альтернативы. Лично я надеюсь, что выход из тупика будет найден.

    Сенатор Ярослав Доубрава настроен менее оптимистично:

    - Все против всех. Я не вижу перспектив скорого решения кризиса. Скорее всего, в следующем году нас ждут новые досрочные выборы.

    Андрей Бабиш и его соратники по движению ANO не теряют надежды найти партнеров

    Однако Андрей Бабиш и его соратники по движению ANO не теряют надежды найти партнеров, ежедневно встречаются за закрытыми дверями с руководителями восьми других партий, прошедших в парламент, ведут переговоры, предлагают разного рода компромиссы. Но пока все впустую. Само по себе победившее движение никого не пугает, оно вполне респектабельное, аморфно-предсказуемое. Чего не скажешь о лидере. Именно он - главный камень преткновения в сложившейся ситуации.

    Во-первых, миллиардер, а также несколько членов его семьи все еще находятся под следствием, уголовное дело против них не закрыто. Его обвиняют в уклонении от уплаты налогов, финансовых махинациях, использовании служебного положения в интересах своего бизнеса (а Бабиш, напомню, до недавнего времени занимал посты министра финансов и вице-премьера).

    Во-вторых, многих настораживают амбиции политика, связанные с его видением перспектив Евросоюза. Именно он, как считают, может стать главным тормозом в процессе евроинтеграции стран Вышеградской четверки, а также привлечь в этот альянс других участников, например, Австрию и Словению. Он выступает против введения евро, заявляет о необходимости отмены антироссийских санкций.

    Многих настораживает сам менталитет олигарха, его непредсказуемость, отсутствие четких моральных и политических принципов. В этом смысле Бабиш напоминает Трампа - богат, импульсивен, часто меняет свои взгляды, не заботится о том, чтобы быть политкорректным и, видимо, хочет управлять правительством как своей бизнес-империей. Этот человек никак не вписывается в стереотип европейского политика, к которому долго приучали местных граждан.

    Спрашивается, а как Бабиш в случае своего назначения на пост главы кабинета будет строить политику в отношении России? На сей счет большинство экспертов сходится во мнении: поскольку его личные бизнес-интересы не связаны с Востоком, то и перемен ждать не следует. Да, он выступал против санкций, но в Брюсселе, как и его предшественник, будет послушно голосовать за их сохранение. Да, он критиковал НАТО, но член его движения Мартин Стропницкий, скорее всего, останется на посту министра обороны, а в предвыборной программе ANO обещан рост расходов на оборону до двух процентов от ВВП - ровно то, что и требует от своих членов военный альянс.

    В той же предвыборной программе говорится, что "мы должны укреплять отношения с США…, поддерживать Украину". А вот Россия упомянута только в контексте солидарной политики ЕС. Так что иллюзий в отношении внешнеполитического курса Бабиша быть не должно.

    Кстати, как это ни покажется странным, Россию опять пытаются пристегнуть к итогам выборов - на этот раз чешских. Кажется, это стало одним из правил игры в западных СМИ. Нет фактов? Неважно - зато есть политический заказ. К примеру, одна из влиятельных газет вдруг вспомнила, что видный член партии "Свобода и прямая демократия", занявшей на выборах четвертое место, был когда-то замечен в Крыму. Ага, не иначе, Кремль поддержал этих националистов, сделавших ставку на антимиграционной риторике. Лидера партии Томио Окамуру уже величают агентом Москвы.

    А на факультете социальных наук Карлова университета как раз на прошлой неделе состоялось мероприятие под названием "Влияние Кремля на выборы в Европе на примере Германии и Чехии". Я не поленился, специально посетил его, чтобы узнать, каким же это образом демонический Кремль пудрит мозги европейским избирателям на их пути к урнам для голосования. Увы, только зря потерял время. Ни по Германии, ни по Чехии ни одного конкретного эпизода спикеры не привели, ограничившись дежурным набором страшилок о наличии в русских арсеналах таинственных хакеров и использовании в соцсетях неведомых ботов.

    Выступавший по поводу Чехии политолог Роман Маца и вовсе в конце своего доклада прямо признал: "Никаких фактов вмешательства в выборы со стороны России нет". Вызвав тем самым понятный ропот в зале: а чего тогда сыр-бор разводить? Словно спохватившись, пан Маца оговорился: "Скорее всего, Москва все силы бросит на то, чтобы поддержать своего кандидата на предстоящих в январе выборах президента".

    Кстати, сам глава государства (тот самый, интересы которого, якобы, станет лоббировать Кремль) на этой неделе начнет лично встречаться с лидерами прошедших в парламент партий. Милош Земан в эти дни избегает категоричных заявлений, но надеется разрулить ситуацию.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться