В Москве и Санкт-Петербурге пройдет фестиваль ирландского кино

С 14 по 25 марта в Москве и с 16 по 18 марта в Санкт-Петербурге пройдет ежегодный ирландский кинофестиваль. В этом году на самый масштабный смотр кино Ирландии в России приедут семь полнометражных фильмов, два современных сокровища мировой художественной культуры за авторством талантливейшего мультипликатора Томма Мура, коллекция короткометражных фильмов и сборник анимационных лент Brown Bag Films.

Фильмом открытия станет ирландско-канадская мелодрама "Моди" (Maudie), которую представит на фестивале режиссер, Эшлин Уолш. В ней рассказывается о непростом жизненном пути канадской художницы Мод Льюис (1903-1970), прославившейся изображением природных красот своей родины, Новой Шотландии. Картина повествует о необычной истории любви между главной героиней и ее избранником, преодолении, а также принятии себя. Целительная сила творческого вдохновения, подпитываемая стремлением жить полной жизнью, позволила Мод найти в ней смысл, выйдя за пределы ограничений, накладываемых психологическими особенностями и мучительным недугом. Игра Салли Хокинс поразила в свое время американского режиссера Гильермо дель Торо, что и привело к появлению актрисы в его оскароносном фильме "Форма воды" (The Shape of Water).

Настоящей жемчужиной программы можно назвать полудокументальную картину "Песнь гранита" (Song of Granite), посвященную особой традиции фольклорного пения sean-nós (дословно - "старый стиль"), бережно хранящуюся в трех существующих на настоящий момент гэлтахтах Ирландии. Уроженец одного из них - расположенного в графстве Голуэй, Джо Хини (Seosamh Ó hÉanaí), стал в глазах многих непревзойденным певцом, кладезем ирландского культурного наследия, доносящим до современных слушателей предания глубокой ирландской старины. Следует отметить, что именно пение без аккомпанемента в традиции "шан-нос" можно услышать в одном из первых художественно-документальных фильмов об Ирландии, "Человеке из Арана" (Man of Aran) Роберта Флаэрти 1934 года выпуска. А само создание этой картины остроумно обыгрывается в трагикомической пьесе Мартина МакДонаха "Калека с острова Инишман" (The Cripple of Inishmaan).

"Плохой день, чтобы свести счеты" (Bad Day for the Cut) Криса Бофа погружает зрителей в чарующий ирландский сюр, начисто стирающий границы между смешным и трагическим. Завязкой повествования становится убийство матери фермера. Безутешный сын, человек средних лет с достаточно уравновешенным темпераментом вступает на тропу войны и дает обещание изобличить убийц и поквитаться с ними. На практике все оказывается далеко не так просто - пытаясь выйти на плохих людей, вряд ли возможно повстречаться с хорошими.

"Тюрьма Мейз" (Maze) Стивена Берка в очередной раз исследует одну из самых трагичных страниц в современной истории Ирландии, связанной с деятельностью ИРА в семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого века. И если в позапрошлом году на фестивале британского кино был показан фильм "66 дней Бобби Сэндса" (Bobby Sands: 66 days) Брэндана Бирна о печально известной Ирландской голодовке 1981 года в той же самой тюрьме Мейз, то на этот раз события перемещаются на два года вперед, в 1983-ий, охарактеризовавшийся бурным противостоянием части жителей Северной Ирландии c британскими властями и беспрецедентным побегом заключенных из одной из самых охраняемых тюрем Великобритании. Главные герои картины, их взаимоотношения и их последствия со всей очевидностью показывают: человеческий фактор является в некоторых случаях минимизируемым, но никак не отменимым обстоятельством.

Документальная картина Мориса Фицпатрика "Во имя мира: Джон Хьюм в Америке" (In the Name of Peace: John Hume in America) с Лиамом Нисоном в роли нарратора продолжает раскрытие этой не теряющей своей актуальности темы. Джон Хьюм, политик из Северной Ирландии является не только основателем Социал-демократической и лейбористской партии, но и ключевым звеном в создании и подписании англо-ирландского соглашения 1985 года, а также исторического Белфастского соглашения 1998 года, предусматривавшего окончательное разоружение милитаристских политических группировок в Северной Ирландии и ознаменовавшее окончательный отход противоборствующих сторон от использования насилия в достижении своих идеологических целей. За свой вклад в мирный процесс на острове в том же 1998 году Хьюму была присуждена Нобелевская премия мира.

Ирландско-канадская копродукция "Рыжим тут не место" (Tomato Red) Хуаниты Уилсон, снятая по мотивам романа американского писателя Дэниела Вудрелла (автора экранизированных "Зимней кости" и "Погони с дьяволом"), рассказывает о жизни бродяги по имени Сэмми, переместившегося в город из деревенской глуши. Со сменой обстановки происходят изменения в его повседневной жизни и появление нового круга общения, в том числе рыжеволосой Джамали и ее брата Джейсона, мечтающих о лучшей жизни. Знакомство с новыми людьми, их идеями и окружением заставляет Сэмми столкнуться со многими трудностями, главная из которых - понимание себя самого.

Что же касается гвоздя программы - им по праву могут считаться работы замечательного ирландского художника Томма Мура, посвятившего не один год своей жизни воплощению на экране эстетики многогранной и притягательной ирландской культуры. У зрителей появится возможность наверстать упущенное прошлым летом и посмотреть удивительно красивую и проникновенную "Песнь моря" (Song of the Sea), вторую часть ирландской трилогии в кинематографии Мура (первая, "Тайна Келлс" / The Secret of Kells, вышла в 2009-м, а появление на экранах "Волков-перевертышей"/ Wolfwalkers неравнодушные к его творчеству ожидают в обозримом будущем). Напомним, что в прошлом году в рамках фестиваля можно было увидеть несколько серий очаровательного мультсериала для самых маленьких "Гора тупиков" (Puffin Rock), созданного при его участии.

Кроме "Песни моря" в Россию приедет "Добытчица" (The Breadwinner), новая анимационная картина, в которую Томм Мур внес свой творческий вклад, а Анджелина Джоли и Нора Туми - продюсерский. Полнометражный мультфильм рассказывает об отважной афганской девочке Парване, в силу произошедшего с отцом несчастья оставшейся единственным членом семьи, кто в состоянии помочь матери, старшей сестре и младшему брату физически выжить в стране, обуреваемой внутренними распрями, идеологическим ригоризмом и жесткой иерархичностью. Выжить в таких условиях Парване помогает не только врожденное чувство ответственности, но и сказочные образы из древних легенд и сказок - и в этой линии повествования мастерство Томма Мура по части визуализации проявляет себя во всей красе. Фильм был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший анимационный фильм".

Короткометражную программу игрового кино представит сборник "Изгои и скитальцы: ирландский короткий метр" (The Outlaws and The Wanderers: Irish Short Films), объединенный общей темой странствия - будь то блуждание по дорогам воспоминаний, путешествие в страну грез и мечтаний или физическое перемещение в пространстве. В мультипликационную подборку "Анимация Brown Bag Films" (Brown Bag Film`s Animation) вошли три работы директора студии, Дэмиена О’Коннора.

Ценителям документального кино, расширяющего представления обывателей о составляющих технического прогресса, будет небезынтересно ознакомиться с лентой Эмера Рэйнолдса "Вояджер: Дальше планет" (The Farthest), посвященной запуску космических аппаратов "Вояджер-1" и "Вояджер-2".