В Канне показали новый фильм "451 градус по Фаренгейту"

В программе "Полуночные показы" 71-го Каннского кинофестиваля состоялась премьера новой экранизации произведения Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", сделанной режиссером Рамином Бахрани, которого зрители знают, скажем, по фильмам "Любой ценой" или "99 домов" - оба они участвовали в программе другого престижного кинофестиваля - Венецианского.

В России фильм можно будет увидеть уже 19 мая на онлайн-сервисе "Амедиатека". Здесь же, на Лазурном берегу, его смогли оценить первые фанаты писателя. Публика на фестивале подкованная - ей есть с чем сравнить. Многие помнят экранизацию этого произведения Брэдбери, сделанную режиссером Франсуа Трюффо - первый и единственный его фильм, снятый на английском языке. Самому Брэдбери, кстати, понравилось, за исключением того, что он так и не принял актрису, играющую Клариссу - Джули Кристи. Он говорил о том, что Джули "явно не 17 и она - не наивна". Брэдбери прожил долго - 92 года, но вот оценить новый фильм он уже не сможет.

Однако, судя по повышенному интересу к картине - поклонники творчества фантаста сделают это за него. Тем более что фильм Рамина Бахрани "451 градус по Фаренгейту" обозначает собой и американское присутствие на нынешнем Каннском кинофестивале. Из-за выяснения отношений с Netflix (об этом писала "РГ") сюда в этом году не приехали ни американские фильмы, ни заокеанские звезды в большом количестве. Поэтому проект канала HBO "451 градус по Фарангейту" - редкость в программе. А если учесть, что в нем играют такие звезды, как Майкл Б. Джордан - тут картине "подключается" еще обширная группа фанатов. Кстати, не стоит путать актера с баскетболистом Майклом Джорданом, потому что первого знают не по спортивным играм, а, например, по сериалам "Прослушка" или "CSI:место преступления", "Доктор Хаус", "Обмани меня", "Детектив Раш" и фильмам "Черная пантера", "Крид. Наследие Рокки", "Фантастическая четверка" и другим. Джордан исполняет роль молодого пожарника Монтэга. Клариссу же сыграла София Бутелла, которая блистает в этом году на Каннском кинофестивале и в новом фильме Гаспара Ноэ "Климакс". И что-то подсказывает, что Рэю Брэдбери такая Кларисса бы понравилась. Звезда "Кингсмана", "Стартрека" и "Взрывной блондинки", конечно, также не выглядит слишком наивной, но что-то фантастическое в ней есть.

Брэдбери, конечно, не видел и фильм-фэнтези, названный лучшим на последнем "Оскаре", "Форму воды" режиссера Гильермо дель Торо, но, возможно, Майкл Шеннон сыгравший в этой картине злодея, настолько бы ему понравился, что он бы одобрил и его - в роли брандмейстера Битти в экранизации своей книги. Тем более что Шеннон - лучшее, кстати, что есть в новом фильме - сделал обе роли чем-то похожими.

Эта книга Брэдбери, напомним, легла в основу и компьютерной игры "Фаренгейт". И можно сказать, что новый фильм HBO ее напоминает. По крайней мере, сюжет в картине упрощен до предела - очень много компьютерных эффектов, все остальное - в угоду им. И после просмотра выходишь из зала с ощущением ужаса - Брэдбери оказался прав, когда в середине 50-х писал о том, что не в таком уж и далеком будущем книги исчезнут, и их заменит нечто другое. К счастью, книги в нашей реальности не сжигают и не запрещают (хотя не все). Но то, что умеющие читать в мире оказались в строгом меньшинстве - этот факт налицо. Библейский постулат, говорящий о том, что от многих знаний много печали, пришел в жизнь, а в кино он выглядит слоганом "Знание - опасная вещь" и даже повторяется в кинодиалогах.

Режиссер Рамин Бахрани - один из авторов сценария фильма, и нужно сказать что отошел он от книги довольно далеко, адаптировав ее по сути в телевизионный боевичок. Смотрится - легко, смысла почти не несет. Если после него потянет перечитать или просто прочитать книгу Брэдбери - можно будет сказать, что главная функция выполнена. Что в фильме хорошо - все красиво горит. Книги, люди, дома... Отстроены медиа, небоскребы-экраны, бары, где все сидят в шлемах виртуальной реальности, жилища будущего со стенами, где можно заказать любое изображение и жестким контролем внутреннего электронного помощника - почище, чем жена.

Все, что касается "экшн" - отменно. Сюжет в итоге выглядит так - команда специальных пожарников, как охотники за привидениями, носится по городу, уничтожая читателей и книги. Все это - в угоду обществу, люди в котором должны быть просто счастливыми и не отвлекаться на размышления и рефлексию, связанные с литературой и наследием прошлого. Как инквизиторы или немецкие фашисты - только в будущем. Когда пожарники убивают, жгут и громко поют гимн, посвященный своему знаку - саламандре - это авторам удается. Холодок идет по коже, когда, например женщина, опоясанная книгами на манер пояса шахида, совершает самосожжение. Некоторые диалоги - задевают, например, когда тертый Битти показывает салаге Монтагу книгу Кафки и говорит о том, что это - порнография. В то же время в этом мире без книг существуют совсем другие люди, которые чтят традиции, хотят продолжить связь поколений. Кларисса - одна из них. Она и притягивает Монтэга, который никак не может разобраться с собственным прошлым. Вспоминает отца, хранит оставшийся от него в наследство, непонятный "хлам" на антресолях.

Кларисса и ее новый друг читают вынесенные нелегально Монтэгом "Записки из подполья" Достоевского, она ему рассказывает, кем на самом деле был Бенджамин Франклин - не по вычищенной интернет-версии. Жизнь Монтэга в фильме вовсе не такая, как в книге. Почти все персонажи из нее вычеркнуты. Остается только любовь к Клариссе и отношения между ним и Битти, который видит прилежного парня своим преемником, но понимает, что в какой-то момент тот предает и его, и официальную позицию общества по отношению к книгам. "Если ты предашь, я тебя сожгу!" - угрожает он Монтэгу, при этом, как и в романе, давая ему время одуматься. Но когда Монтэг все же выбирает свой путь, Битти буквально устраивает огненное телешоу в прямом эфире на всех экранах страны. В этот момент невольно отмечаешь, что подобное реалити очень на руку HBO, как, впрочем, и всем другим телеканалам. Да и зрителям смотреть привычнее.

Что особенно расстраивает в картине - это то, что финал дает надежду на некое возможное сериальное продолжение. С Клариссой в фильме не происходит того же, что и в романе. Впрочем, Франсуа Трюффо также изменил линию героини по сравнению с книжной и достаточно вольно обошелся в текстом Брэдбери. Но все же разница в экранизациях чувствуется.

Каннский зритель, довольно требовательный, не мог не отметить, что новая экранизация Брэдбери сильно расходится по почерку с авторскими фильмами многих прославленных режиссеров. Зато она будет более коммерческой и рейтинговой - это к гадалке не ходи. Такой фильм посмотреть - это же не книгу прочитать. Гораздо меньше усилий. Тем более что в картине называются имена Марселя Пруста, Генри Мелвилла... Звучат названия "Фауст", "Моби Дик"... Для многих молодых зрителей, наверное, впервые. И они еще не знают, что читать такие книги - большой труд, который способен изменить всю последующую жизнь человека.