Мир "Мира Дикого Запада": кинодилогия, сериал и злой Брюс Уиллис
"Западный мир" / Westworld (1973)
Оригинальная картина, откуда есть пошел парк экстремальных развлечений, где можно - якобы без последствий - поиздеваться над безответными (тоже, понятно, якобы) машинами в декорациях Дикого Запада, средневековья или античности, имеет то же название. Однако локализация обеспечила ее более точным переводом, чем тот, который достался многосерийному ремейку. Тем проще их различать.
Различий, впрочем, и так хватает, конечно - что особенно заметно после завершения второго сезона. Главное: полуторачасовой техновестерн и близко не обладал той - порой чрезмерной, чем вполне справедливо попрекали его критики - серьезностью, которой пронизано детище Джонатана Нолана и Лизы Джой. Чего стоит один персонаж Юла Бриннера, фактически спародировавшего одну из известнейших своих ролей. Съехавший с катушек из-за сбоя в программе андроид с внешностью крутого парня Криса из "Великолепной семерки" гоняется за несчастным олухом-посетителем по парку и окружающим его прериям - для любителей классических фильмов про ковбоев это стало аттракционом не хуже того, который предлагала непутевым киногероям алчная корпорация "Делос".
"Западный мир" придумал писатель и режиссер Майкл Крайтон, которого тема опасности, таящейся в передовых технологиях и в роботах в частности, особенно беспокоила. Девять лет спустя он снял картину Runaway (с Джином Симмонсом, убедительно примерившим амплуа киношного злодея), получившей в русскоязычной версии исчерпывающее название "Бунт роботов". И хотя последние там куда примитивнее - обычные (но отнюдь не безвредные, само собой) железяки на колесиках, сюжетно она заметно перекликалась с ранее вышедшим сиквелом "Западного мира".
"Мир будущего" / Futureworld (1976)
Продолжение успешной картины (несмотря на название, новый провальный постапоклипсис Джеймса Франко с ним никак не связан) снимал уже не Крайтон, и успех оно снискало куда более скромный, несмотря на звездного Питера Фонду и красавицу Блайт Даннер в главных ролях.
Парк с ковбоями и салунами после событий первой части был закрыт, зато появился причудливый мир будущего, переливающийся пестрыми красками футуризма середины семидесятых. Чтобы реабилитироваться в глазах потенциальных клиентов, руководство "Делоса" приглашает влиятельных людей. Но скоро обнаруживается коварный план по замене мировых лидеров на механические копии для спасения человеческой цивилизации, катящейся по милости сильных мира сего в тартарары.
Неудивительно, что фильм, со свойственной своей эпохе трогательной наивностью реагировавший на ее проблемы, сейчас не вызывает такого интереса, как лихой и самобытный предшественник, но немаловажный вклад в развитие МДЗ он сделал, оказав заметное влияние и на нынешний сериал. К тому же идея создать пространство, населенное киборгами-самураями, так украсившими второй сезон, впервые всплыла именно там.
Отдельного упоминания достойно искрометное камео того же Юла Бриннера, ставшее одним из последних его появлений на экране.
"Вне Западного мира" / Beyond Westworld (1980)
Вообще-то амбициозный проект HBO - не первый сериал по этой вселенной. Другое дело, что о смелой попытке MGM по-своему развить мысли Крайтона мало кто сейчас помнит даже в США. Только в 2014 году был выпущен ограниченный тираж DVD, которые можно было приобрести под заказ - для настоящих гурманов.
На дисках гики-счастливчики получали все пять серий, которые были сняты. Да, шоу получилось настолько неудачным, что свернули его очень быстро. Причем только три эпизода добрались до эфира. Сейчас полный комплект с некоторым трудом можно обнаружить в Сети, но ответ на вопрос, стоит ли оно того, мягко говоря, не очевиден. Потому что все причины стремительной гибели "Вне Западного мира" видны сразу. И в наши дни он представляет разве что исследовательский интерес.
Да и того у большинства поклонников любой из версий Westworld он, скорее всего, не вызовет. От МДЗ там, в сущности, почти ничего не осталось. Авторы сериала оттолкнулись от событий первой ленты, а происходившее во второй проигнорировали. Тем не менее именно там они, по всей видимости, черпали вдохновение: сюжет с несанкционированным использованием андроидов за пределами парка показался им настолько перспективным, что его поместили в центр истории.
А история следующая: сотрудники службы безопасности "Делоса" вычисляют киборгов, притворяющихся обычными людьми ("Бегущий по лезвию", на счастье создателей, еще не вышел) и служащих очередному сумасшедшему, который - да-да - хочет захватить мир.
На выходе получился типовой и довольно скучный полицейский детектив, теперь преданный заслуженному забвению.
"Добро пожаловать в рай!" / "Порок" / Vice (2015)
Богатенькие американцы развлекаются в специальном месте, населенном антропоморфными дроидами, с коими могут поступать как угодно, удовлетворяя свои низменные потребности. Предполагается, что они таким образом "выпускают пар", но более трезвый взгляд открывает неприглядную правду: это только поощряет всевозможную человеческую мерзость. И распущенным уродам воздается, когда у притесняемых искусственных людей просыпается память и чувство собственного достоинства.
Что-то напоминает, не правда ли?
Фильм Брайана А. Миллера с Брюсом Уиллисом в немного необычной роли главного плохого парня прямого отношения к наследию Крайтона не имеет, но так вопиюще нагло плагиатит его работу, что не включить картину в этот список было бы неправильно. Понятно, что произведений на тему восставшего искусственно созданного разума - воз и маленькая тележка, но Vice копирует "Западный мир" подчистую - и делает это бездарно.
В конце нулевых, задолго до того, как за дело взялись ушлые телевизионщики, ходили упорные слухи о ремейке хита прошлого века. Всплывали самые обнадеживающие имена - от Арнольда Шварценеггера до Квентина Тарантино - но многообещающий перезапуск так и остался в планах WB.
Вместо этого в 2015-м, когда на HBO уже вовсю кипела многообещающая работа над приключениями Долорес и Человека в черном, студия Lionsgate выпустила фильм, получивший у нас дурацкую вывеску "Добро пожаловать в рай!". На самом деле его назвали "Пороком", но складывается впечатление, что таким образом отечественные локализаторы решили маркировать современные поделки, чьи сюжеты слизаны с классики семидесятых: "Добро пожаловать в рай" - также российское наименование первой части Into the Blue (2005), чрезвычайно сюжетно напоминающей "Бездну" (1977).
Оба сезона "Мира Дикого Запада" можно посмотреть в "Амедиатеке"