Мир "Мира Дикого Запада": кинодилогия, сериал и злой Брюс Уиллис

Один из флагманских проектов медиамагната HBO, "младший", но уверенно обрастающий мясом брат "Игры престолов", фантастический сериал "Мир Дикого Запада" отправился на каникулы после ударного второго сезона. Продолжение, разумеется, последует, но опыт и здравый смысл подсказывают, что его придется некоторое время подождать. Что ж, подождем, а пока "Кинократия" расскажет об истоках масштабной телефантазии.

"Западный мир" / Westworld (1973)

Оригинальная картина, откуда есть пошел парк экстремальных развлечений, где можно - якобы без последствий - поиздеваться над безответными (тоже, понятно, якобы) машинами в декорациях Дикого Запада, средневековья или античности, имеет то же название. Однако локализация обеспечила ее более точным переводом, чем тот, который достался многосерийному ремейку. Тем проще их различать.

Различий, впрочем, и так хватает, конечно - что особенно заметно после завершения второго сезона. Главное: полуторачасовой техновестерн и близко не обладал той - порой чрезмерной, чем вполне справедливо попрекали его критики - серьезностью, которой пронизано детище Джонатана Нолана и Лизы Джой. Чего стоит один персонаж Юла Бриннера, фактически спародировавшего одну из известнейших своих ролей. Съехавший с катушек из-за сбоя в программе андроид с внешностью крутого парня Криса из "Великолепной семерки" гоняется за несчастным олухом-посетителем по парку и окружающим его прериям - для любителей классических фильмов про ковбоев это стало аттракционом не хуже того, который предлагала непутевым киногероям алчная корпорация "Делос".

"Западный мир" придумал писатель и режиссер Майкл Крайтон, которого тема опасности, таящейся в передовых технологиях и в роботах в частности, особенно беспокоила. Девять лет спустя он снял картину Runaway (с Джином Симмонсом, убедительно примерившим амплуа киношного злодея), получившей в русскоязычной версии исчерпывающее название "Бунт роботов". И хотя последние там куда примитивнее - обычные (но отнюдь не безвредные, само собой) железяки на колесиках, сюжетно она заметно перекликалась с ранее вышедшим сиквелом "Западного мира".

"Мир будущего" / Futureworld (1976)

Продолжение успешной картины (несмотря на название, новый провальный постапоклипсис Джеймса Франко с ним никак не связан) снимал уже не Крайтон, и успех оно снискало куда более скромный, несмотря на звездного Питера Фонду и красавицу Блайт Даннер в главных ролях.

Парк с ковбоями и салунами после событий первой части был закрыт, зато появился причудливый мир будущего, переливающийся пестрыми красками футуризма середины семидесятых. Чтобы реабилитироваться в глазах потенциальных клиентов, руководство "Делоса" приглашает влиятельных людей. Но скоро обнаруживается коварный план по замене мировых лидеров на механические копии для спасения человеческой цивилизации, катящейся по милости сильных мира сего в тартарары.

Неудивительно, что фильм, со свойственной своей эпохе трогательной наивностью реагировавший на ее проблемы, сейчас не вызывает такого интереса, как лихой и самобытный предшественник, но немаловажный вклад в развитие МДЗ он сделал, оказав заметное влияние и на нынешний сериал. К тому же идея создать пространство, населенное киборгами-самураями, так украсившими второй сезон, впервые всплыла именно там.

Отдельного упоминания достойно искрометное камео того же Юла Бриннера, ставшее одним из последних его появлений на экране.

"Вне Западного мира" / Beyond Westworld (1980)

Вообще-то амбициозный проект HBO - не первый сериал по этой вселенной. Другое дело, что о смелой попытке MGM по-своему развить мысли Крайтона мало кто сейчас помнит даже в США. Только в 2014 году был выпущен ограниченный тираж DVD, которые можно было приобрести под заказ - для настоящих гурманов.

На дисках гики-счастливчики получали все пять серий, которые были сняты. Да, шоу получилось настолько неудачным, что свернули его очень быстро. Причем только три эпизода добрались до эфира. Сейчас полный комплект с некоторым трудом можно обнаружить в Сети, но ответ на вопрос, стоит ли оно того, мягко говоря, не очевиден. Потому что все причины стремительной гибели "Вне Западного мира" видны сразу. И в наши дни он представляет разве что исследовательский интерес.

Да и того у большинства поклонников любой из версий Westworld он, скорее всего, не вызовет. От МДЗ там, в сущности, почти ничего не осталось. Авторы сериала оттолкнулись от событий первой ленты, а происходившее во второй проигнорировали. Тем не менее именно там они, по всей видимости, черпали вдохновение: сюжет с несанкционированным использованием андроидов за пределами парка показался им настолько перспективным, что его поместили в центр истории.

А история следующая: сотрудники службы безопасности "Делоса" вычисляют киборгов, притворяющихся обычными людьми ("Бегущий по лезвию", на счастье создателей, еще не вышел) и служащих очередному сумасшедшему, который - да-да - хочет захватить мир.

На выходе получился типовой и довольно скучный полицейский детектив, теперь преданный заслуженному забвению.

"Добро пожаловать в рай!" / "Порок" / Vice (2015)

Богатенькие американцы развлекаются в специальном месте, населенном антропоморфными дроидами, с коими могут поступать как угодно, удовлетворяя свои низменные потребности. Предполагается, что они таким образом "выпускают пар", но более трезвый взгляд открывает неприглядную правду: это только поощряет всевозможную человеческую мерзость. И распущенным уродам воздается, когда у притесняемых искусственных людей просыпается память и чувство собственного достоинства.

Что-то напоминает, не правда ли?

Фильм Брайана А. Миллера с Брюсом Уиллисом в немного необычной роли главного плохого парня прямого отношения к наследию Крайтона не имеет, но так вопиюще нагло плагиатит его работу, что не включить картину в этот список было бы неправильно. Понятно, что произведений на тему восставшего искусственно созданного разума - воз и маленькая тележка, но Vice копирует "Западный мир" подчистую - и делает это бездарно.

В конце нулевых, задолго до того, как за дело взялись ушлые телевизионщики, ходили упорные слухи о ремейке хита прошлого века. Всплывали самые обнадеживающие имена - от Арнольда Шварценеггера до Квентина Тарантино - но многообещающий перезапуск так и остался в планах WB.

Вместо этого в 2015-м, когда на HBO уже вовсю кипела многообещающая работа над приключениями Долорес и Человека в черном, студия Lionsgate выпустила фильм, получивший у нас дурацкую вывеску "Добро пожаловать в рай!". На самом деле его назвали "Пороком", но складывается впечатление, что таким образом отечественные локализаторы решили маркировать современные поделки, чьи сюжеты слизаны с классики семидесятых: "Добро пожаловать в рай" - также российское наименование первой части Into the Blue (2005), чрезвычайно сюжетно напоминающей "Бездну" (1977).

Оба сезона "Мира Дикого Запада" можно посмотреть в "Амедиатеке"