В Центре имени Мейерхольда сыграли прозу Михаила Угарова

А теперь, много лет спустя, посмотрим на них - пятерых девушек и одного парня, которые едут на Черное море летом 64-го года. ...Троих из них уже нет на свете. Так начинается киноповесть Михаила Угарова "Море. Сосны", написанная им в 2009 году.

Странная повесть, и кино, которое он все хотел снять, могло бы получиться таким щемящим и странным и, наверное, совсем не похожим на все, что говорил, что поддерживал, что делал в Театре.doc Михаил Угаров. Режиссер Саша Денисова превратила это в спектакль, премьера которого состоялась только что в Центре имени Мейерхольда спустя полгода после внезапной трагической смерти Угарова.

Вспоминая его давние режиссерские работы, например, "Облом off" в ЦДиР, могу представить, как бы он поставил спектакль, полный острого, почти карнавального юмора и внезапной, нестерпимой тоски. Сам Угаров, всегда стеснявшийся ставить свои вещи, возможно, был бы доволен тем, что получилось у его ученицы.

Спектакль, полный острого, почти карнавального юмора и внезапной, нестерпимой тоски

Несколько человек, танцуя и напевая песенки в маленьком зале ЦИМа, вдруг перемещают вас прямо в поезд, идущий по маршруту Ленинград - Сухуми летом 1964 года. Вскоре произойдет смена власти, и Никиту Хрущева сменит улыбчивый творец застоя Леонид Брежнев. В небе над советской Абхазией взорвется советский спутник, а на якорях в порту Сухуми буду стоять корабли "Советская Грузия" и "Крым". Юный инженер, скромный муж и отец двух маленьких детей Виктор, приехавший по профсоюзной путевке в санаторий, неожиданно оказался застигнут страстью к официантке Лике, работавшей в приморском шалмане. Сам себе не веря, он все безнадежнее чувствовал себя в сетях этого неведомого ему чувства. Забыв о путевке, он бежал с Ликой от ее мстительных горячих поклонников, спал на пляжах, купался в ночном звездном море, пока наконец не оказался со всей компанией в сером здании госбезопасности. Через несколько дней оттуда вышли все, кроме девушки Лики. И он, забыв про семью, остался ждать ее на скамейке. Конечно, они выжили, но автор из 2009 года по-документальному сухо рассказал о том, как, встретившись в питерском гастрономе на Фурштатской, они не узнали друг друга.

Собственно, спектакль Денисовой, в котором доковская команда без тени слезливости, с каким-то веселым и нежным драйвом погружает вас в атмосферу 1964 года - это настоящая машина времени. В ней Угаров предстает таким молодым, точно вся его юность еще впереди. А на фоне теней этого года встает огромная история страны. Что знал о ней второклассник из Архангельска, каким в 64-м был Угаров? Мало что. Но в его повести прошлое предстаёт таким трепетным и нежным, какими бывают паутинки в осеннем лесу. И кадры из "Июльского дождя" и других фильмов 60-х только добавляют что-то к атмосфере. А создают ее удивительные актеры "Дока", то рассказывая, то просто "читая" угаровскую прозу, то вдруг впадая в настоящий театр, то в тот театр, о котором он мечтал - "в котором не играют".

С этого сентября в ЦИМе теперь будет жить этот трепетный и полный жизни спектакль о том, кто ушел, так и не успев выразить себя до конца.