Что нужно знать о фильме Гиллиама "Человек, который убил Дон Кихота"
Дизайн-частица "Монти Пайтон", головокружительный визионер и упрямый постановщик спустя долгие двадцать лет сплошных препятствий все же вывел в свет свой самый выстраданный проект "Человек, который убил Дон Кихота", начало которому было положено в далеком 1989 году.
Разумеется, существует масса других примеров долгостроев у не менее именитых и не менее терпеливых постановщиков. Кристофер Нолан доводил до ума свое "Начало" около десяти лет, гибрид "Сплита" и "Неуязвимого" ("Стекло") созревал в голове Шьяламана и того дольше. Есть и более впечатляющие примеры - черно-белый альманах Джима Джармуша "Кофе и сигареты" пытался встать на ноги больше 17 лет, а детище двух визуальных умов, Уолта Диснея и Сальвадора Дали, Destino столь долго добиралось до зрителя, что успело смениться несколько поколений. Есть свои примеры и в нашей стране - это и вавилонский гипноэпос "Трудно быть богом" Алексея Германа-старшего, который был завершен лишь после его смерти близкими, и тоталитарный концептуальный конвейер человеческих судеб Ильи Хржановского "Дау".
Многим режиссерам судьба все же нередко улыбается, а то и вовсе идет с ними под ручку или под венец, но с добрым и яростным фантазером Терри Гиллиамом она без слов сразу вступает в рукопашную. Ему пришлось собирать свой неоднократно сожженный дотла проект около восьми раз (а по некоторым слухам - и вовсе одиннадцать!) год за годом, бесчисленное количество раз переписывать сценарий, искать деньги, терять актеров, снова искать деньги, судиться - и не только.
Почти каждый проект режиссера - это сражение (это и "12 обезьян", и "Бразилия", и "Страна приливов"), содержащее в себе сюрреализма больше, чем любой из его фильмов, и порой это не только инвесторы или студии, но и сама смерть. Во время съемок "Воображариума доктора Парнаса" скончался молодой актер Хит Леджер, игравший ведущую роль. Гиллиам скрепя сердце нашел выход в виде триады актеров, ставших инкарнациями покойного артиста.
Как повествует снятая по мотивам чудовищных несчастий документальная лента "Затерянные в Ла-Манче" (2002), в которой характер Гиллиама и Дон Кихота периодически сопоставляются, всё было против появления этого фильма практически с самого запуска.
Проблемы были буквально со всем: деньгами (постоянно заканчивались), актерами (опаздывали, уходили, приходили и снова уходили; особенно не повезло Жану Рошфору - семь месяцев тренировав произношение, он в итоге не смог сидеть на лошади из-за грянувших проблем со здоровьем и вскоре выбыл из проекта) и погодой (к примеру, разразившийся на второй день жуткий потоп уничтожил очень дорогое оборудование). И, словно этого было недостаточно, регулярно возникали проблемы с природными условиями (звук приходилось записывать с огромным трудом, т.к. съемки проходили недалеко от военной базы НАТО), а на финальной стадии создания фильма в дело вступили суды (от обвинений в порче исторического имущества и растратах до лишения всех прав на картину).
Люди уставали безмерно - первый помощник Гиллиама рассказывает, что снимать с ним фильм "все равно, что ехать без седла", но эта поездка все равно стала "одной из самых главных в жизни". А одна из художниц в шутку заявляет, что ему надо удалить часть мозга, "чтобы у него не было столько идей".
О постоянной смене актерского состава, одной из самых болезненных сторон в истории создания этого фильма, стоит упомянуть отдельно. Среди кандидатов на Дон Кихота фигурировали далеко не последние имена - такие, как Шон Коннери, Найджел Хоторн, Жан Рошфор, Роберт Дювалл, Джон Херт, Майкл Пэйлин и Жерар Депардье.
Претенденты на роль Санчо Пансы тоже не отстают: прагматичного помощника славного рыцаря могли воплотить такие актеры, как Денни ДеВито, Джонни Депп, Юэн Макгрегор и Джек О'Коннелл.
В интервью газете The Guardian в 2001 году Гиллиам рассказывал, что во время съемок все были очень подавлены из-за напастей и отсутствия денег. Кроме Рошфора, который был погружен в свою роль и радостно изучал особенности произношения персонажа. Даже Джонни Деппа, который очень привязался к фильму, не удалось удержать: ему за три недели съемок снимавшегося параллельно "Человека, который плакал" Салли Портер предлагали 2 млн долларов, в то время как за те же деньги в "Дон Кихоте" он должен был отработать уже 17 недель.
Хуже всего было то, что их к тому же нельзя было гарантировать - часть инвесторов сознательно затягивала спонсирование, далеко не все документы были подписаны.
Но даже когда Деппа удалось вернуть (Гиллиам согласился работать за четверть своего гонорара, а актер - за половину запрашиваемой суммы), дело не пошло на лад - атмосфера улетучилась, и у режиссера на тот момент полностью опустились руки.
Иронично, что не у одного Гиллиама были проблемы с экранизацией приключений героя Сервантеса - знаменитый режиссер Орсон Уэллс ("Гражданин Кейн"), начиная с 1957 года, также мечтал воплотить судьбу Дон Кихота более двух десятилетий, приступая к работе над ним до самой своей смерти в 1985 году. Его упрямство явно пересекалось с характером Терри - Уэллс продолжал трудиться над картиной, даже несмотря на то, что исполнитель главной роли Франциско Рейгеро скончался в 1969 году.
Однако теперь один из самых многострадальных фильмов в мире (Гиллиам даже как-то пошутил, что случайно удалил смонтированную ленту) покинул списки невозможных для реализации долгостроев, чему свидетельством - 15-минутная овация на премьере в Канне.
В прокате РФ картина появится 27 сентября.