07.02.2019 05:53
Поделиться

В Киргизии сельчане не понимают свою ответственность за здоровье детей

Экспертная встреча на тему планирования семьи прошла в минздраве республики. Выводы участники мероприятия сделали неутешительные: во многих семьях из глубинки нет понимания своей ответственности за здоровье детей и родителей. В своих недугах сельчане винят в основном только врачей.

"Порченая" сноха

Мээрим (имя изменено по этическим соображениям. - Прим.ред.) родилась и выросла в одном из приграничных сел Баткенской области. Мамы почти не знала - та умерла, когда дочь была еще совсем маленькой. Отец вскоре женился на другой женщине, которая, к счастью, оказалась человеком сердечным и заботилась о девочке, как о своем ребенке.

Окончив школу, Мээрим хотела поступать в педагогический колледж, но практически на следующий день после выпускного в доме родителей появились сваты. Руки юной красавицы попросил местный парень по имени Асхат. Принципиальное согласие на брак было получено, стороны обговорили калым и приданое. Но свадьбу отложили на год, чтобы сыграть, когда девушке исполнится 18 лет. Жених же за это время намеревался отправиться на заработки, чтобы было на что провести торжество. Но, разумеется, о том, что молодым стоит пройти обследование у медиков до начала семейной жизни, никто не подумал.

Наступил долгожданный день бракосочетания. После регистрации в сельском совете обряд "никах" совершил местный мулла, потом было шумное застолье. Поселились молодые в доме у жениха. Свекровь относилась к невестке благосклонно. Девушка была религиозна и соблюдала традиции. Новость о беременности Мээрим чуть позже встретили с радостью. Вот только с постановкой на учет в больнице затянули. Дело в том, что по религиозным правилам будущую молодую маму обязательно должны сопровождать к врачу либо муж, либо свекровь.

Мээрим удалось пройти медобследование только на пятом месяце беременности. Результаты привели ее в ступор. У молодой женщины обнаружили ВИЧ, и это стало для нее буквально приговором. Семейство Асхата обвинило ее во всех смертных грехах и выставило за ворота.

Медики, узнав о произошедшем, встали на защиту молодой женщины и настояли на обследовании Асхата, пригрозив обратиться в прокуратуру, если он не согласится сдать анализы. Тут и выяснилось, что, находясь на заработках в Новокузнецке, он с друзьями неоднократно общался с девушками легкого поведения. Какие меры предосторожности надо принимать в таких случаях, молодой человек, может, и знал, но, судя по результатам обследования, к ним не прибегал. Но, как ни странно, виноватой в том, что он заражен ВИЧ, его родители сочли молодую сноху.

Мээрим уехала в Бишкек и устроилась на работу в швейный цех. Во время беременности прошла курс специальной терапии, и страшный недуг матери не передался новорожденной. Родители Мээрим сняли молодой женщине скромное жилье и помогли на первых порах с воспитанием малышки, пока та не начала ходить в детский сад. А вот Асхату и его близким ребенок оказался не нужен.

Секса нет

К планированию семьи в отдаленных регионах Киргизии до недавнего времени относились, мягко говоря, небрежно, если не сказать, что понятия об этом вообще не имели. А такие слова, как контрацептивы, презервативы и им подобные, вызывали чувство стыда. Когда медики заводили о них разговор, женщины закрывали лицо руками и убегали, а мужчины предпочитали этой темы вообще не касаться.

- Во время работы в регионах мы сталкивались с поразительными случаями, - объясняет исполнительный директор общественного объединения (ОО) "Киргизский альянс планирования семьи" Бактыгул Бозгорпоева. - Как-то врач должна был пригласить на плановый осмотр беременную женщину. Позвонила по указанному той телефону, представилась. В ответ услышала мужской голос. Тот заявил, что по всем вопросам касающимся здоровья жены, говорить надо с ним, и он сам решит, когда ехать супруге в больницу и надо ли вообще это делать.

По словам Бактыгул Бозгорпоевой, медики, практикующие в регионах, предлагали внести в законодательство статью об ответственности мужчин за состояние здоровья беременных жен, а также о необходимости в обязательном порядке обучать всех супругов вопросам репродуктивного здоровья и планирования семьи.

- Нередко бывает так, что женщина рожает одного ребенка в январе, а второго уже в декабре, - утверждает она. - Понятно, что за такой срок женский организм восстановиться не может. В итоге часто болеет и она сама, и ребенок. Я уж не говорю о том, сколько случаев материнской и детской смертности в Киргизии происходит из-за неправильного планирования семьи. В одном из южных сел, к примеру, мы познакомились с 30-летней женщиной, у которой восемь детей. Правда, выглядела она на все 70. Худая, бледная, без зубов. В чем душа держится, непонятно. Но она заявила, что собирается еще рожать и предохраняться не будет. Так что тому, что в республике растет рождаемость, радоваться, думаю, особо не стоит. Почти 80 процентов молодых женщин в стране страдают анемией, как следствие дети появляются на свет тоже анемичными, слабенькими. Около трех тысяч новорожденных умирают в первый год жизни от различных патологий. Все это результат незапланированной беременности. Но нас, как ни удивительно, обвиняют в том, что мы якобы стремимся к тому, чтобы в Киргизии меньше рождалось детей. Чушь несусветная! Мы выступаем за то, чтобы дети появлялись на свет здоровыми.

По словам эксперта, в Киргизии можно значительно уменьшить материнскую смертность. В 70 процентах случаев к гибели женщин приводило нежелание обращаться к медикам или выполнять их предписания. Часто беременные сознательно скрывают болезни и до родов вообще не посещают медицинские организации.

Кстати, несколько лет назад в парламент был внесен законопроект "О репродуктивных и сексуальных правах". Часть депутатов потребовала убрать слово "сексуальный" из названия документа, объясняя это нарушением религиозных правил.

Вопрос не только в кадрах

Не менее остра в Киргизии проблема с квалифицированными кадрами, занимающимися родовспоможением. В регионах такие специалисты на вес золота. На два района порой работал лишь один акушер-гинеколог, и беременным приходится ездить на обследование за сотни километров. Проблему отчасти удалось решить организацией дежурных медбригад. Они выезжали в регионы из Бишкека на трехмесячную вахту.

Чтобы хоть как-то познакомить людей с принципами планирования семьи, контрацептивами и как следует следить за здоровьем, сотрудники ОО "Киргизский альянс планирования семьи" обратились за помощью к священнослужителям. Правда, прежде изучили Коран и убедились в том, что в священной книге много говорится о планировании и здоровье семьи. Некоторые священнослужители пошли медикам навстречу. Так, в одной из мечетей в Таласской области имам попросил мужчин задержаться после вечерней молитвы и выслушать врачей.

Но, увы, по словам Бактыгул Бозгорпоевой, судя по проведенным исследованиям, большинство мужчин по-прежнему мало заботят вопросы предохранения или планирования. Многие убеждены, что презервативом надо пользоваться при случайной связи, а с женой - незачем. "Тем не менее, прогресс все-таки есть, - говорит эксперт. - Некоторые мужчины стали приходить на встречи, чтобы послушать, что мы рассказываем о планировании семьи их женам. Кто-то утверждает, что тоже хотел бы узнать больше о своем репродуктивном здоровье, получить рекомендации специалистов".

Справка "РГ"

В 2013 году в Киргизии самой молодой многодетной матерью стала 26-летняя жительница Джалал-Абадской области. На тот момент у нее уже было восемь детей.