Большой и звездно-снежный

Рецензии
    03.12.2019, 11:41
Все драконы приручены, и студия DreamWorks принялась за новых магических существ. В соавторстве с китайской студией Pearl мастодонты коммерческой анимации выпустили осенью трогательную сказку "Эверест" о дружбе человеческих детей с детенышем йети, которая долго держала вторую строчку в российском прокате, а теперь вышла на онлайн-платформах.
 Фото: kinopoisk.ru  Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Упоминание анимационного приключения "Как приручить дракона" здесь неслучайно - знакомство китайской девочки-подростка Лу со снежным человеком начинается точно так же, как у Иккинга с Беззубиком. Сказочное существо попало в беду, ребенок - белая ворона - подманивает его едой и лечит раны, взаимное любопытство побеждает страхи и недоверие, зрители плачут от умиления. Разница лишь в сеттинге: вместо придуманного древнего северного острова - крыша реалистичной шанхайской многоэтажки, где йети нашел убежище.

За белоснежным пушистым громилой охотятся алчные люди, в распоряжении которых целый отряд спецназа. Случайно Лу выясняет, что ее новый волшебный друг с сородичами обитают на Эвересте, и в компании соседского мальчишки и его старшего кузена, очарованного собой и своими модными кроссовками, китайская девочка предпринимает дальнее путешествие к самой высокой точке на планете, чтобы вернуть существо домой.

Мультфильм хорош визуально и технически. Те, кто знаком с кинематографом и телесериалами КНР, знают, как китайцы любят совмещать магическое с ультрасовременным. В "Эвересте" этот контраст особенно гармоничен: из урбанистических ландшафтов мы переносимся в бескрайние гималайские просторы, чтобы вместе с главными героями полетать на волшебных гигантских одуванчиках или прокатиться на волнах из цветущего рапса, убегая от новейших военных катеров и вертолетов. Качество анимации поражает - каждая деталь, каждая волосинка и каждый цветочек тщательно проработаны.

"Эверест" - это (к счастью) не мюзикл, но музыка играет важную роль в сюжете: Лу виртуозно играет на скрипке. Красоту происходящего на экране подчеркивает талантливый саундтрек Руперта Грегсона-Уильямса ("Аквамен", "Чудо-женщина", телесериал "Корона"). А главной темой мультфильма стала меланхоличная композиция группы Coldplay, которая успешно сшивает кросскультурные элементы.

Кстати, любопытный факт: созданный по западным канонам американо-китайский мультфильм про восточные ценности стал причиной геополитического скандала и был бойкотирован во Вьетнаме, Малайзии и на Филиппинах. Дело в том, что на карте, которая появляется в кадре, спорная территория в Южно-Китайском море изображена как китайская, хотя в реальности на нее претендует пять государств.

Герои мультфильма соответствуют ожиданиям от очередного анимационного блокбастера - они в меру милые, в меру трогательные и в меру смешные. Лу - главная героиня того же сорта, что и Моана. Она искренняя, бесстрашная и готова отправиться на другой конец света ради правого дела. Мультфильмы схожи по духу: это путешествия-приключения с мифологической составляющей, любованием природными красотами и без тени романтических отношений между героями.

Ни в характерах персонажей, ни в диалогах нет ничего отталкивающего. Поднимается такие серьезные темы, как отношения между несколькими поколениями одной семьи, тяжесть утраты, сохранение первозданной природы, помешательство молодежи на соцсетях. Но - вскользь и без излишнего морализаторства, как и подобает коммерческой детской кинопродукции. Сюжет снабжен парой дежурных поворотов, типа "так вот кто тут настоящий злодей" и "ах вот как одно связано с другим".

Всё это делает "Эверест" годным кинопродуктом для семейного потребления, по сути своей вторичным и конъюнктурным, но - надо отдать ему должное - без перекосов. Да, он вносит свою лепту в феминистский дискурс и экологический активизм, по-доброму посмеиваясь над "селфицентризмом" поколения миллениалов. Но помимо всей этой мишуры, которой пестрит сегодняшнее медиапространство, мультфильм содержит одну ценную мысль, за которую стоит поблагодарить создателей. Анимационное приключение наглядно демонстрирует маленьким зрителям: истинное творчество имеет ту же природу, что и волшебство, и способно преображать мир, если идет от сердца.

4