20idei_media20

    Наказания водителям останутся прежними

    В новом КоАП для водителей сохранятся прежние размеры штрафов за нарушения ПДД, сообщили в Минюсте. В министерстве отметили, что это уже согласованное решение, и документ скоро будет направлен всем ведомствам для согласования
    В новом Кодексе об административных правонарушениях для водителей сохранится та же ответственность и те же наказания, которые предусмотрены и в ныне действующем КоАП. Все санкции сохранятся без изменений. Об этом сообщил на заседании рабочей группы по новой редакции кодекса при Общероссийском народном фронте заместитель министра юстиции Денис Новак.
    Александр Корольков/ РГ
    Александр Корольков/ РГ

    По его словам, "автомобильная" глава поменяет свой номер и станет 21-й вместо привычной 12-й.

    Но все санкции, предусмотренные ныне действующим кодексом, в ней сохранятся без изменений. То есть никакого увеличения штрафов не будет. Это уже согласованное решение, и документ скоро будет направлен всем ведомствам для согласования.

    Впрочем, шансы внести в него поправки остаются. У депутатов. После того как правительство утвердит этот документ, он будет внесен в Госдуму, где будет рассматриваться в трех чтениях. Очевидно, что депутаты также захотят приложить к нему руку и внести свои поправки. Но пока планируется ответственность водителей не ужесточать.

    В то же время в Процессуальный кодекс об административных правонарушениях (АПК) - это совершенно новый закон - предлагается внести существенные изменения, которые облегчат жизнь водителям. В частности, предлагается внести возможность обжалования того или иного взыскания в электронном виде. Причем не только у тех, кто его наложил, но и в судах.

    Ныне действующий кодекс такого не предусматривает, за что его уже прозвали "хромым" и противоречащим всеобщей цифровизации. Сейчас, где бы водителю не вынесли штраф, обжаловать его он может, только подав письменное заявление в то подразделение, которое выявило нарушение. А это довольно сложно сделать, если человек проживает, например, в Санкт-Петербурге, а нарушил правила в Воронеже, возвращаясь с отдыха домой.

    Пока не внесена, но рассматривается в огромном пакете поправок к АПК возможность предоставления органам, вынесшим постановление, его отмену, если выяснится, что нарушение было зафиксировано комплексом фотовидеофиксации по ошибке.

    Сейчас довольно много штрафов выносится по ошибке. Напомним недавний случай, когда комплекс в Белгородской области оштрафовал десятки автовладельцев, которые, по его мнению, двигались со скоростью более 300 км/ч. Но отменить такие штрафы по действующему законодательству можно только после личного обращения потерпевшего, получившего подобное ошибочное постановление. Эту ситуацию должны улучшить поправки в АПК. То есть, выявив ошибочные штрафы, сотрудники Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) смогут отменять все ошибочные постановления без обращения граждан.

    Предлагается внести возможность обжалования того или иного взыскания в электронном виде. Причем не только у тех, кто его объявил, но и в судах

    Темой обсуждения на рабочей группе была концепция нового КоАП, который предусматривает риск-ориентированный подход. В нем предлагается поделить водителей на четыре группы риска. В нулевую включаются водители, которые нарушают совсем редко. В низкую группу включаются те, кто нарушает часто, но по мелочи. В среднюю - водители, у которых более нескольких десятков нарушений в год, в том числе и грубых. И высокая - когда водители постоянно и грубо нарушают правила. Предлагается назначать наказания в зависимости от того, в какую группу входит тот или иной водитель.

    Водителей, входящих в нулевую группу, за мелкие нарушения планируется только предупреждать и не выписывать штрафов. А входящих в рисковую группу жестко карать за любое нарушение.

    При этом комплексы видеофиксации будут играть роль не карающего инструмента, а статистического. Для накопления больших данных о том или ином участке дороги. Ведь не всегда водители нарушают по собственной инициативе, зачастую к этому провоцирует организация дорожного движения.

    При таком подходе, считают авторы концепции, карать будут тех, кто принципиально нарушает правила и ставит под угрозу жизнь окружающих. А водительские ошибки будут прощаться.

    Денис Новак увидел много интересного в этом подходе. Однако, по его мнению, сейчас столь революционно изменить сложившуюся систему не получится. Какие-то элементы из этой концепции можно реализовать в рамках сложившейся системы.

    По словам заместителя начальника Госавтоинспекции МВД России Владимира Кузина, по этой концепции можно создавать отдельную отрасль законодательства. Но экстраполировать ее в нынешний КоАП пока не представляется возможным. Когда концепция будет готова в качестве документа, его необходимо будет вынести на обсуждение правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. А потом, возможно, провести эксперимент в отдельно взятом, подготовленном для таких новаций регионе, без вынесения наказаний водителям. Так, например, обкатывалась в Москве возможность вынесения штрафов в автоматическом режиме за управление без полиса ОСАГО.

    Заместитель директора департамента Минтранса Владимир Луговенко нашел в концепции несогласованность с базовыми законами. Он предложил направить ее официально в Минтранс, и тогда каждое подразделение этого ведомства даст свои рекомендации по ее совершенствованию.

    В общем риск-ориентированный подход к наказанию водителей вызвал интерес в ведомствах, отвечающих за безопасность дорожного движения.