Когда-то в этом месте, где сейчас с одного берега на другой курсирует плот, стоял добротный деревянный мост, предназначенный не только для людей, но и для автотранспорта. О былом благополучии напоминают торчащие из воды гнилые бревенчатые опоры да пока не стертая линия автодороги на карте известного интернет-поисковика. О том, что здесь был хороший проезд, сегодня превратившийся в тропинку, рассказывают и старожилы: эта дорога оказалась менее востребована, когда в нескольких километрах была построена другая. Мост в итоге обветшал, покосился, а потом его и вовсе смыло во время очередного половодья.
- Куда мы только не обращались! - рассказывают оказавшиеся отрезанными рекой Устье от соседних деревень жители Слободы. - Около десяти лет добиваемся, чтобы нам построили пешеходную переправу, да все бесполезно. Бывший глава поселения перед выборами громко обещал ее сделать. Выборы прошли, но так ничего и не было построено. А сейчас и не обещают даже, говорят, нецелесообразно.
Чтобы понять, за что люди борются, достаточно привести цифры. От Слободы до расположенной напротив деревни Петрищево, где работает магазин, "напрямки" через реку - метров 400. "Да магазин-то видно из Слободы!" - подчеркивают возмущенные селяне. А если топать туда в обход через автомобильный мост у села Троицкое, получается, согласно интернет-поисковику, примерно пять километров. До остановки автобуса через реку - меньше полутора километров, а в обход - больше четырех.
Автолавка сюда ездит, конечно, но, по словам местных, не всегда регулярно, да и продукты в магазине дешевле и разнообразнее.
Не дождавшись, когда по велению властей два берега небольшой речки снова свяжет хоть какой-нибудь пешеходный мостик (или, как здесь говорят, - лавы), местные рукастые мужчины проявили инициативу и сколотили собственный "паром" - плот. Да не просто бросили на воду соединенные друг с другом бревна, а соорудили целую инженерную конструкцию: на обоих берегах установили и укрепили велосипедные колеса, между ними и плотом протянули толстую веревку, и получилось слободское ноу-хау. Встающий на плот человек тянет за веревку, и "посудина" движется к другому берегу. Страшновато, конечно, но зато быстро.
Три года назад на таком плоту перебиралась к школьному автобусу в деревню Высоково жительница Слободы Валентина Паутова со своей 12-летней внучкой. По семейным обстоятельствам девочка год жила у бабушки и ходила здесь в школу. Намучившись от этого экстрима, бабушка разместила в соцсети фотографию с ребенком на плоту. И, что называется, "огребла по полной".
- Приехали представители опеки, начали выяснять, почему ребенок находится в таких условиях, угрожали лишением родительских прав, фотографию заставили убрать, - рассказывает Валентина Николаевна. - Я в итоге водила ребенка за четыре километра на дорогу к остановке школьного автобуса, после чего шла обратно. По окончании занятий отправлялась внучку встречать, то есть в день проходила по 16 километров, девочка - восемь, потому что в школьном автобусе нам отказали - качество дороги до Слободы не соответствует требованиям ГИБДД.
Против марш-бросков до автобуса опека почему-то не возражала... Школьников сейчас в деревне нет. Да и народу, говорят в Ильинском сельском поселении, там совсем немного - со слов главы поселения Надежды Поддубной, в Слободе зарегистрированы четыре человека. То есть деревенька, судя по бумагам, бесперспективная да к тому же тупиковая. И главное, есть же ведь объезд с шикарным мостом, связь с остальными населенными пунктами имеется, скорая в случае надобности приедет...
Только вот слободчане свою деревню к умирающим причислять не спешат и рассказывают, что новые жильцы построили два новых дома, еще два дома купили семьи, которые намерены здесь жить и зимой, плюс собираются зимовать в Слободе еще несколько человек, не считая старожилов. Но отсутствие переправы эти планы серьезно ограничивает.
- На этом плоту относительно легко можно переправляться летом, когда воды не очень много, и в светлое время суток. В темноте это делать очень опасно. Когда же вода поднимается, натяжение веревки ослабевает, и она просто может свалиться с колеса, а пассажир плота - застрять на середине реки. Тогда приходится кому-нибудь звонить, чтобы бежали на выручку, - рассказывает Юлия Яблокова, близкие которой живут в стоящих на противоположных берегах реки Слободе и Петрищеве.
Когда же температура воздуха падает до минуса, плот начинает вмерзать в лед. Тонкий ледок он еще поначалу способен разбить при движении, но потом слободчане вытаскивают свой "корабль" на берег зимовать. Хорошо, если река быстро замерзнет. А если нет, остается один вариант - считать километры объездной дороги.
- Там моста нет лет 15 уже, и в собственности поселения такого объекта нет. Но существует специально сделанная объездная грунтовая дорога к этой деревне, - объясняет Надежда Поддубная. - У поселения нет полномочий по строительству. Тем более этот мост придется строить в тупиковую деревню. Нас потом обвинят, как получилось с деревней Потопчино в Слободском поселении. Там построили мост за 56 миллионов, и сколько было шума по этому поводу! Но там он был нужен, потому что другого проезда в деревню не было после того, как деревянный мост смыло паводком. Там была объективная необходимость. А к Слободе есть проезд.
Но слободчане о таком грандиозном сооружении и не заикаются. Они мечтают о небольшой деревянной пешеходной переправе вроде той, что стоит на реке Улейме у деревни Фалюково Слободского поселения. Она явно дешевле 56 миллионов. Правда, эти лавы весной так перекосило, что они тоже стали непроходимыми. Но их хотя бы можно отремонтировать, что, по словам главы поселения Марины Аракчеевой, в ближайшее время и будет сделано. Потому что "они есть в наличии", хотя и не состоят почему-то на учете.
Ольга Задворнова, первый заместитель главы администрации Угличского района:
- Содержание и ремонт таких переправ через реки - это полномочия сельских поселений. Но у нас, к сожалению, доходы бюджетов поселений очень малы, а их приходится направлять на содержание и ремонт дорог, на освещение территорий, покос травы, благоустройство и так далее. В Слободе есть дорога, которая связывает этот населенный пункт с другими. Да, она чуть длиннее, и жителям, возможно, удобнее было бы, чтобы переправа была непосредственно возле деревни. Но к ней в таком случае должна идти пешеходная дорожка и потом продолжаться от переправы. Там же ничего этого нет, там есть просто какая-то тропка. А чтобы вложить деньги по целевому назначению, необходим объект. При его отсутствии его нужно проектировать. Если же, кроме моста, проектировать и делать дорогу, это вообще другой уровень затрат, чем на ремонт и восстановление переправы. Поэтому проблема существует.