23.09.2020 08:39
    Поделиться

    Депутат ГД РФ Рифат Шайхутдинов рассказал о новых мерах поддержки МСП

    Пандемия нанесла удар по малому и среднему бизнесу. Из-за ограничительных мер многие предприниматели оказались в сложном положении. Поэтому разработали несколько пакетов мер по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Время действия многих из них было рассчитано на полгода, и скоро этот срок подойдет к концу. Какие меры оказались наиболее востребованными, какие из них правительство планирует продлить, и как бизнесу жить дальше? Об этом рассказал депутат ГД РФ от Башкортостана, руководитель экспертного совета Госдумы России по вопросам малого и среднего предпринимательства и самозанятости Рифат Шайхутдинов.
    Петр Коннов

    Одной из финансовых мер поддержки бизнеса стало введение кредитных каникул. Срок подачи заявлений заканчивается уже 30 сентября 2020 года. Насколько эффективной оказалась эта мера поддержки?

    Рифат Шайхутдинов: Действительно, кредитные каникулы стали одной из самых востребованных мер поддержки бизнеса, потому как сегодня редко кто открывает дело на свои собственные средства. В основном, предприниматели пользуются кредитными средствами или лизинговыми схемами - так проще запустить бизнес. Но когда началась пандемия, многие проекты встали, бизнес не мог зарабатывать, и, соответственно, возвращать заемные средства. По данным экономического отдела Национального банка по Республике Башкортостан, на начало сентября этого года от предпринимателей республики поступило более двух тысяч заявок на получение кредитных каникул. Свыше 60 процентов было одобрено. В итоге, каникулы по договорам на полгода были предоставлены на общую сумму более 1,7 миллиарда рублей.

    Если каникулы оказались столь популярными, задумывались ли власти об их продлении? Ведь говорить о том, что экономика восстановилась, пока рановато…

    Рифат Шайхутдинов: Кредитные каникулы - это не списание долга, а лишь его временная отсрочка, право на которую нужно было доказать падением выручки. Сегодня экономика медленно, но все же набирает обороты, многие предприятия начинают зарабатывать, выходить "в плюс", что дает им возможность вновь добросовестно выплачивать свои кредитные обязательства.

    Важно понимать, что, помимо введения кредитных каникул, были реализованы еще и другие, не менее эффективные инструменты финансовой поддержки, такие как: компенсация зарплаты сотрудников (федеральная мера, которая в Башкортостане стала самой востребованной), реструктуризация кредитов (в Башкортостане такую поддержку получили более 1300 МСП), беспроцентные кредиты на зарплату, кредиты под два процента годовых на возобновление деятельности и так далее. Надо отметить, что поначалу банки неохотно шли на пересмотр условий предоставления кредитов бизнесу, однако все же изменили свою политику и реструктуризировали кредиты вне зависимости от того, относится ли заемщик к категории наиболее пострадавших секторов экономики или нет.

    Словом, у банков больше нет ресурсов или желания продлевать программу кредитных каникул. Тогда расскажите, какие из введенных во время пандемии форм поддержки сохранятся в том или ином виде?

    Рифат Шайхутдинов: В данный момент очень актуален вопрос создания системы, которая позволит увеличить объемы выдаваемых банками льготных кредитов, особенно в свете последних событий, связанных с пандемией и внесениями корректировок в национальный проект "МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Экспертный совет Госдумы России по вопросам малого и среднего предпринимательства и самозанятости предлагает сформировать программу поддержки кредитования бизнеса не только субсидированием ставки, но и через поддержку отдельных отраслей производства, которые можно и необходимо стимулировать как преференциями, так и рыночно, с включением в эту программу банков. Только так мы сможем подтолкнуть МСП идти в сферу промышленного производства.

    Что касается сохранения антикризисных мер поддержки, то сегодня уже разрабатывается модификация программы по предоставлению бизнесу льготных кредитов (по ставке не выше 8,5 процента). Также предлагается оставить снижение тарифов страховых взносов с 30 до 15 процентов для субъектов МСП, у которых заработная плата выше МРОТ, и продлить мораторий на проверки для субъектов малого и микробизнеса на следующий год.

    То есть будущее распределение поддержки российского бизнеса, считаете вы, должно проходить по отраслевому принципу? Но эффективен ли такой подход для предпринимателей?

    Рифат Шайхутдинов: На наш взгляд, система распределения поддержки российского бизнеса, в том числе по нацпроекту, должна идти по двум основным направлениям. Во-первых, ее необходимо разграничить по категориям: микро-, малый и средний бизнес. И в рамках каждой категории ставить KPI по общему объему выданного финансирования. Потому как банки более охотно кредитуют крупные компании, которые могут обеспечить заем имуществом или выручкой. А предприниматели остаются не у дел.

    Второе направление - поддержка импортозамещения. Необходимо определить отрасли и сегменты технологических цепочек крупных российских корпораций для встраивания в них предпринимателей. Для такого бизнеса должна быть предусмотрена отдельная статья льготного финансирования - он более понятен с точки зрения потребителя, поэтому гарантии успешной его реализации значительно выше. Так мы создадим новые рынки для МСП и выведем российскую промышленность на новый уровень. После определенного срока, когда бизнес сможет чувствовать себя уверенно, преференции будут ликвидированы, чтобы вновь появилась реальная конкуренция, полезная для развития промышленности.

    Ключевой вопрос

    То есть поддержка, а также выход на новые рынки, станут для предпринимателей доступнее? 

    Рифат Шайхутдинов: Да, именно такие создаваемые рынки и призваны стать новой возможностью для тех, кто хочет иметь свой бизнес. Финансовая, а также менеджерская поддержка государства в открытии новых промышленных предприятий будущих предпринимателей станет эффективным инструментом экономического роста.

    Часть озвученных предложений я уже направил в рабочую группу Госсовета по направлению "Малое и среднее предпринимательство", остальное будет рассматриваться на рабочей межфракционной группе по импортозамещению, которая вскоре начнет работу в Государственной Думе РФ. Еще в июне министр промышленности и торговли Денис Мантуров поддержал эту инициативу, выразив готовность совместно с Государственной Думой РФ и Минэкономразвития интегрировать идеи и предложения по поддержке импортозамещения для МСП в работу министерства. Думаю, у нас все получится.

    Компетентно

    Фануза Калимуллина, начальник экономического отдела отделения - Национального банка по РБ:

    - По состоянию на 2 сентября 2020 года в банки, работающие на территории Башкортостана, от физических лиц поступило более 11 100 заявлений на кредитные каникулы, от субъектов малого и среднего предпринимательства - свыше двух тысяч. Основная часть заявок была подана в самом начале действия этой меры поддержки, в апреле и мае. Сейчас подаваемых заявок существенно меньше. Из общего количества заявлений от физлиц на данный момент рассмотрено свыше 98 процентов, более половины из них (51 процент) одобрены. Общая сумма задолженности по договорам, по которым кредитные каникулы фактически предоставлены, составляет почти 1,8 миллиарда рублей. Для отказов было две основные причины: если размер кредита заемщика превышает максимально установленную сумму, по которой предусмотрено право на каникулы, а также если заявитель не смог подтвердить снижение дохода. Однако отмечу, что заявления от субъектов МСП рассмотрены практически в полном объеме, из них одобрено более 60 процентов. Каникулы уже предоставлены по договорам на общую сумму более 1,7 миллиарда рублей. И хочется подчеркнуть, что в случаях отказа Банк России рекомендовал кредитным организациям идти навстречу заемщикам и предоставлять реструктуризацию по собственным программам.

    Поделиться