Как предприятия, где работают инвалиды, смогли выжить в коронакризис
Без работы не остались
В конце октября все городские предприятия Всероссийского общества слепых получили субсидию из городского бюджета в размере 35,9 миллиона рублей. Деньги пошли на частичную компенсацию затрат предприятий и выплату зарплаты работникам с инвалидностью. В числе получателей было и Московское производственное объединение "Металлпластизделие". Весной ему повезло - когда многие компании отправили работников на самоизоляцию, оно не закрылось. Предприятие с 1951 года выпускает светотехническую, электроустановочную продукцию, автокомпоненты, комплектующие к отечественному автопрому, галантерейные товары...
От простоя же его спас выпуск глазной пипетки. Благодаря ей завод отнесли к социально значимым и обязали в период пандемии обеспечивать бесперебойное производство. Так 88 инвалидов, которые здесь трудятся, в самое сложное время остались при деле. Станок же у себя в квартире им не поставить. Но перед руководством предприятия встала задача - обеспечить безопасность сотрудников, защитить от вируса. На закупку средств индивидуальной защиты, термометров, установку в помещениях санитайзеров каждый месяц уходило до 200 тысяч рублей. Работникам, которые не участвовали в производстве и были отправлены по домам - примерно 20 процентов, - платили простой, который ежемесячно обходился примерно в 300 тысяч. "Субсидии от города в размере 6,6 млн рублей хватило, чтобы покрыть все затраты. Нам выплатили эту сумму, исходя из количества работающих инвалидов и МРОТ", - рассказал директор предприятия Сергей Малая.
В штате у него есть даже своя социальная служба и служба реабилитации - все это очень важно для людей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в психологической поддержке.
В среднем зарплата на предприятии небольшая - 25 тысяч рублей в месяц. Инвалиды получают чуть больше 20 тысяч, а здоровые - 35-40 тысяч рублей. График работы у инвалидов меньше всего на час - они трудятся не восемь, а семь часов в день.
Особый язык
Свободный рынок практически закрыт для трудоустройства людей с инвалидностью по зрению: 80 процентов незрячих и слабовидящих не способны самостоятельно найти на нем работу. Предприятия ВОС выручают и готовы принять в штат людей с разными формами инвалидности, предложив вакансии от редактора текстов на Брайле до экономиста. "У нас трудятся 512 инвалидов по зрению, слуху и другим заболеваниям. В прошлые годы нам, как полноценному бизнесу, нередко приходилось конкурировать на рынке с коммерсантами. Между тем наши предприятия реабилитационные, задача их - прежде всего помочь человеку восстановиться в социуме", - рассказал вице-президент Всероссийского общества слепых Владимир Сипкин.
...С виду издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс "Логосвос" ничем не отличается от обычный типографии. В шкафах - книги, блокноты, папки-скоросшиватели, на столах - телефон, портативное записывающее устройство, компьютер. Лишь присмотревшись, понимаешь, что работает здесь не совсем обычный человек. Станок отпечатывает белые листы, но не пустые, а с выпуклыми точками - шрифтом Брайля. Здесь 47 из 120 человек - инвалиды. Редакторы - инвалиды по зрению не только вычитывают книги, которые пойдут потом в специализированные библиотеки и школы для слабовидящих детей по всей России, но и занимаются редактированием звука для производства цифровых "говорящих" книг. Штат укомплектован, но новые резюме отдел кадров здесь готов рассматривать.
Дают свет
Учебно-производственное предприятие N 7 выдерживает конкуренцию и, несмотря на весеннее приостановление работы, выходит по итогам года с показателями ничуть не хуже прошлого года. Каждый месяц около сотни работников, 60 процентов которых имеют инвалидность, собирают порядка 7,5 тысячи осветительных приборов. Незатейливую на первый взгляд продукцию - лампы, светильники, выключатели - с нетерпением ждут торговые центры, сетевые магазины и тепличные хозяйства даже за пределами московского региона. А для сотрудников эта работа - возможность почувствовать, что их умелые руки кому-то нужны. "С сентября у нас посыпались заказы, видимо, клиенты, которые весной недополучили продукцию, пытаются сейчас восполнить потери", - рассказал коммерческий директор предприятия Виктор Столяров. Сейчас 30 процентов сотрудников - менеджеры, бухгалтеры и снабженцы ушли на удаленку, но самые главные, занятые на сборке, остались. Без них пришлось бы остановить производство.
Инвалиды не только сборщики, но и управленцы. Москвич Никита Александровский уже более 8 лет работает менеджером по продажам. Мужчина потерял зрение 15 лет назад и получил первую группу инвалидности. "У меня был опыт управления различными предприятиями, стал подыскивать работу, оказалось, что это непросто. Так познакомился со Всероссийским обществом слепых, предложили вакансию на их предприятии N 13, которое занимается производством электроустановочных и осветительных изделий", - рассказал Никита. Сейчас он ведет переговоры с клиентами и поставщиками, получает стабильную зарплату и ожидает карьерного роста: "Нет ничего важнее трудовой реабилитации, которая дает трудоспособному человеку с инвалидностью ощущение нужности, востребованности и возможности заработать".
Инвалиды в столице могут устроиться не только в специализированное предприятие типа ВОС. По закону Москвы о квотировании рабочих мест компании, в штате которых числится более 100 человек, должны создавать для инвалидов от 2 до 4 процентов мест от среднесписочной численности сотрудников. Городские власти стараются, чтобы эта норма соблюдалась.