Российская газета - Федеральный выпуск8741
27.04.2022
21:25
Российская газета - Федеральный выпуск8741

В Калининграде ковидбольных будут обследовать всего за день

Cпециализированное отделение углубленной диспансеризации открылось в Калининграде на базе Центральной городской клинической больницы. Пациенты, переболевшие COVID, могут пройти здесь все исследования первого этапа диспансеризации всего за один день, причем отделение работает и в выходные. В результате, как говорят авторы пилотного проекта, диспансеризация стала более доступной и качественной. Проект планируется презентовать на федеральном уровне - возможно, подобный опыт будет тиражирован и в других регионах.

"У тех, кто перенес COVID, часто возникают определенные осложнения. Углубленная диспансеризация помогает их выявить и диагностировать, и своевременно получить необходимое лечение. Поэтому работа с такими пациентами абсолютно приоритетна для всех участников системы ОМС", - рассказала "РГ" член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков (ВСС), глава страховой медорганизации Надежда Гришина.

О том, насколько важно пройти углубленное обследование после COVID (даже в том случае, если заболевание протекало не тяжело) не рах заявляли в Минздраве России. Сегодня, спустя два года после начала пандемии, уже абсолютно ясно, что последствия коронавирусной инфекции могут быть очень серьезными - это не только пораженич легких, у таких пациентов может сохраняться повышенный риск тромбообразования и, следовательно, инфаркта или инсульта. Для их профилактики постковидным пациентам из группы риска (с гипертонией, ишемической болезнью сердца или цереброваскулярными заболеваниями) обязательно нужно обследоваться в течение трех месяцев после выздоровления, - поясняли главные внештатные специалисты - кардиологи Минздрава России Сергей Бойцов и Евгений Шляхто.

При этом далеко не всегда люди понимают важность своевременного обследования. Во время телефонных опросов, с помощью которых страховщики приглашают людей пройти диспансеризацию, звучит немало отказов: люди говорят, что им неудобно несколько раз приходить в поликлинику, жалуются на плохую организацию работы, длинные очереди. Отдельная проблема - боязнь снова заразиться коронавирусом в медорганизации.

Снять все эти вопросы позволяет организация отдельного, хорошо оснащенного отделения для диспансеризации, что и было опробовано в Калининграде в качестве "пилота".

"Теперь, когда настолько четко сформирована логистика и маршрутизация, пациенту созданы абсолютно комфортные условия - посещение в удобное время, включая выходные, консультации в режиме телемедицины, отдельно организованный процесс взаимодействия с маломобильными группами - мы видим, что люди изменили свое мнение. И количество желающих пройти углубленную диспансеризацию выросло в разы - с пяти до 50%", - рассказала Надежда Гришина.

С инициативой попробовать проводить диспансеризацию в специально выделенном отделении, где все обследования можно пройти быстро и с комфортом, выступили страховщики, инициативу поддержали в региональном минздраве и территориальном фонде ОМС. В результате удалось всего за 1,5 месяца отремонтировать и оборудовать такое отделение в главной больнице города.

Сейчас работа организована следующим образом. Визит пациента начинается с кабинета доврачебного приема и сдачи анализа крови, причем сделать это можно не только утром - процедурный кабинет работает весь день. Маршрутизация внутри отделения организована с помощью электронной очереди - запись организована по принципу "конвейера", так, чтобы время ожидания приема или диагностики у каждого специалиста составляло не более 10 минут. В результате все обследование можно провести в течение дня. Ежедневно отделение принимает до 48 пациентов.

"Углубленная диспансеризация в отделении проводится по предварительной записи. Можно записаться через электронную регистратуру, портал Госуслуг, можно позвонить на единый номер "122". Также страховые представители лично обзванивают каждого, кому положено пройти углубленную диспансеризацию в определенном месяце, записывают на прием в удобные дату и время. Наконец, можно прийти в поликлинику и воспорльзоваться инфоматом, - кому как привычнее и удобнее, - пояснил "РГ" руководитель филиала страховой медорганизации в Калининграде Олег Тугушев. - Даже если человек пришел без предварительной записи, страховые представители в поликлинике помогут записаться и обследоваться прямо в день обращения".

Когда пациентов приглашают на диспансеризацию, часто звучат отговорки: неудобная организация, очереди, риск заразиться. В специальное отделение готовы прийти в несколько раз больше людей

Углублубленную диспансеризацию в отделении могут пройти также и пациенты с ограниченной мобильностью. "Для тех, кому сложно самому доехать до поликлиники, мобильная бригада сама приедет к пациенту, -рассказала директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области Татьяна Демина. - Конечно, для медицинской организации это дополнительная нагрузка и такая работа будет оплачиваться по отдельному коэффициенту, который разрабатывается нами совместно с министерством здравоохранения области".

В областном минздраве также довольны первыми результатами работы нового отделения. "В результате внедрения "пилота" мы видим современное диагностическое отделение, в котором технологические процессы отработаны настолько детально, что время, которое затрачивает человек на прохождение углубленной диспансеризации минимально, - сказал "РГ" министр здравоохранения Калининградской области Александр Кравченко. - Важно также, что пациент по своему желанию может получить консультацию врача не только очно, но и дистанционно. И уже сам врач связывается с ним с использованием доступных мессенджеров (WhatsApp, Telegram) или просто по телефону. С врачом можно обсудить результаты первого этапа диспансеризации, получить необходимые рекомендации, в том числе и по прохождению второго этапа".

Первые результаты "пилота" показали, что проект эффективно работает, подобную организацию диспансеризации планируют внедрить в других муниципалитетах области. "Считаю, что наша модель может быть названа эффективной не только в масштабах региона, но и всей страны. Важно, что мы не только создали удобное пространство для личного посещения, но и внедрили значительные элементы телемедицины - это позволяет минимизировать повторные посещения", - отметил Александр Кравченко.